«Хуже только фашист в танке»: Как спастись от «чайника» за рулем
Проблема неопытных водителей актуальна не только у нас, но и во всем мире. Тот, кто хоть раз садился в машину с «чайником», недавно получившим права, знает, насколько опасны новички. Неопытные водители могут резко нажать на тормоза, когда следует мягко сбросить скорость, или, напротив, утопит педаль газа в пол, когда давить на акселератор следует плавно. Эксперты по вождению винят во всем неразвитую мышечную память и отсутствие в голове «модели поведения в разных ситуациях», а также зашкаливающий от восторга адреналин, вызывающий эффект опьянения.
Статистика печальная, например, в 2019 году в ДТП с участием водителей-новичков погибли 846 человек и более 14 тысяч получили ранения. Многие из них остаются инвалидами-колясочниками. В целом число покалеченных судеб из-за неопытности начинающих автолюбителей исчисляется сотнями тысяч".
Между тем в нашей стране более миллиона человек каждый год получают права на управление автомобилем и начинают ездить по дорогам. В целях сокращения аварийности на дорогах России автор проекта «20 идей по развитию России», предприниматель и общественный активист Дмитрий Давыдов предлагает расширить список ограничений для начинающих водителей и здесь очень важно, что бы инициативу заметили на государственном уровне. В России должны быть предприняты более эффективные, прежде всего, законодательные меры, которые, как показывает положительный зарубежный опыт, могут переломить эту драматическую ситуацию и повысить безопасность на дорогах. Тем более, в нынешней Госдуме видят эту проблему, которую одним «восклицательным знаком» на стекле машины не решить. Очевидно, пришло время принятия соответствующих важных норм на уровне законодательной власти.
В ГИБДД поясняют, что неопытные водители переоценивают свои возможности и зачастую лихачат на дорогах из-за желания самоутвердиться. Дескать, «посмотрите, какой я крутой автомобилист». Если конкретно говорить о нарушениях ПДД, то чаще всего водители «с восклицательным знаком» не уступают дорогу, когда другие участники движения имеют преимущество. У новичков нет понимания важности сплошной линии, поэтому они запросто могут въехать на чужую полосу, и еще они грешат проездом по переходам, даже если по ним движутся пешеходы.
Видя такого участника дорожного движения, для которого ПДД не писаны, опытные автолюбители горько шутят, что «хуже только фашист в танке». С ними солидарны и стражи дорожного порядка, которые рассказывают, что многие начинающие водители даже не крепят предупреждающий «восклицательный знак» на стекло машины.
Этот простой маркер в виде желтого квадратика с обозначением «неопытный водитель», к слову, является важнейшим сигналом другим участникам, который поможет определить новичка среди потока машин и быть бдительнее при езде рядом с ним. Казалось бы, речь идет о мелочи, но и ею многие вчерашние выпускники автошкол пренебрегают.
Собственно, не так уж и много правил отличает их от опытных водителей. Автолюбителям со стажем вождения менее двух лет запрещено возить пассажиров, если они управляют мопедом, а также буксировать другие транспортные средства. Вот и все!
Причем, штраф за нарушения этих требований можно назвать символическим — лишь 500 рублей. Если же оплатить его в течение 20 дней с момента фиксации, то и вовсе можно отделаться 250 рублями.
Многочисленные исследования, как российские, так и зарубежные, показывают, что традиционные схемы обучения вождению и сложные экзаменовки не решают проблем неопытных водителей. Хорошо известно, что риск для молодых людей попасть в ДТП обусловлен не только отсутствием навыков или качеством курсов в автошколах (хоть и это важно), но и особенностями, связанными с возрастом. Последние включают в себя склонность к сильным ощущениям и непонимание цены жизни.
Чтобы «заработать авторитет» неопытные водители отправляют автомобиль в занос, входя в крутые повороты, а также устраивают настоящие гонки на трассах, в том числе ночью.
С учетом высокого риска эксперты и законодатели ищут пути минимизации аварий на дорогах, виновниками которых являются новички. Так, общественник Давыдов убежден, что для начинающих автолюбителей необходимо менять правила «вхождения в водительское сообщество», чтобы спасти тысячи молодых людей от вероятной гибели и еще более возможной инвалидности.
Он говорит: «В России для неопытных водителей все еще действуют весьма гуманные правила, да и в большинстве случаев они такие же, что и для водителей со стажем. Однако, в других развитых странах существуют намного более жесткие ограничения, повышающие безопасность на дороге».
И в самом деле, в ряде стран, например, в США, Австралии, Канаде, ОАЭ прижились и показали эффективность системы с «ученическими» водительскими удостоверениями, выдаваемыми на определенный срок. Если в течение этого времени, новичок за рулем не превысил лимит по нарушениям ПДД, не стал виновником ДТП, отъездил с нулевым порогом алкоголя в крови и сдал дополнительный экзамен, то можно приветствовать его в качестве полноценного водителя с уже постоянными водительскими правами.
Скажем больше: ограничения для неопытных водителей могут и должны касаться также транспортных средств, которыми они управляют. В частности, в Италии мощность автомобиля с новичком за рулем не должна превышать 75 л. с. на тонну веса машины, а в Белоруссии и Австралии в течение первых двух лет вождения автолюбителей обязывают ездить на 20−40 километров в час медленнее остальных.
Аналитики по безопасности движения Уильямс А. Ф, Прюссер Д. Ф. также обратили внимание, что вождение неопытными водителями поздно ночью, в дождь, в снегопад или в бурю сопряжено с намного большим риском, чем у автолюбителя со стажем. Они советуют разбить период вождения с «ученическими» водительскими удостоверениями на два этапа, и на первом вообще запретить новичкам садиться за руль в темное время суток или в непогоду. Пусть наберутся опыта в благоприятной обстановке, а там, глядишь, по-другому посмотрят на езду в опасных условиях.
Есть еще один важный момент, на котором следует заострить внимание. Как известно, в России действует алконорма 0,3 промилле, что, по оценке врачей, соответствует выпитой кружке пива через 4,5 часа после употребления мужчиной весом 80 кг. Конечно, все индивидуально, но у неопытных водителей и так отмечается низкий порог ответственности, тогда как показатели 0.2 — 0,3 промилле характеризуются реакцией организма в виде легкого расслабления.
Эксперты говорят, что оба фактора в совокупности могут стать гремучей смесью. Именно поэтому в Германии и Швейцарии действует правило нулевого промилле, а послабления начинаются после 2-летнего водительского стажа. Это ровно тот случай, когда вышеперечисленный опыт может и должен быть применим в России.
По мнению автора проекта «20 идей по развитию России», первое, что следует сделать прямо сейчас — это снизить алкогольный порог хотя бы до 0.15 промилле вместо 0.3, а также вернуть скоростное ограничение 90 км/ч на автомагистралях и 60 км/ч в населенных пунктах (вместо нынешних де-факто 110 км/ч и 80 км/ч соответственно). Параллельно необходимо ввести более высокие штрафы. Это приведет к более плавному обретению опыта водителями с маленьким стажем, поскольку у них будет чуть больше времени для принятия правильного решения на дороге.
«В случае серьезных нарушений, которые по статистике чаще всего ведут к созданию аварийных ситуаций „новичками“, помимо штрафа, хорошо бы направлять таких потенциально опасных участников дорожного движения на курс переподготовки, специально разработанный для этих целей. И на это время действие водительского удостоверения приостанавливать», — убежден Дмитрий Давыдов. С такой позицией согласны и инспектора ДПС, которые уверены, что у большинства новичков нет желания потерять только что полученные права, и уж тем более опять отправиться в автошколу.
Понятно, что в этом очень сложном деле не может быть простых решений, поэтому и важна комплексная законодательная норма и превентивная политика, включающая в себя «ученический водительский стаж» с временными правами, более жесткие для новичков ограничения, как по скорости, так и по «табуну лошадей» под капотом, ну и, само собой, принуждение их «рублем» к безусловному выполнению ПДД. На постоянной основе, а не в виде кампанейщины, также требуется проводить разъяснительную работу «что такое хорошо и что такое плохо» на дорогах. Только эти меры, принятые, в том числе на законодательном уровне, помогут существенно уменьшить число ДТП с участием неопытных водителей.