Не смазкой единой – какие еще важные функции выполняет масло в двигателе

0 4

Не смазкой единой – какие еще важные функции выполняет масло в двигателе

фото: tarantas.news

Смазка и не только: раскрыты семь главных функций масла в двигателе

Эксперты журнала «За рулем» Михаил Колодочкин и Алексей Ревин назвали полный список функций моторного масла.

Смазка

Основная задача моторного масла заключается в смазке узлов трения. Без смазки между деталями возникает трение, которое сопровождается скрежетом, искрами и перегревом, что ускоряет их износ. Поэтому моторное масло должно создавать непрерывные плёнки, которые разделяют контактирующие рабочие поверхности и предотвращают их непосредственное взаимодействие.

Под давлением масло обычно поступает к подшипникам коленчатого и распределительного валов, а также к валу турбокомпрессора. Кроме того, масло закачивается в узкие зазоры между вращающимися деталями двигателя, формируя масляный клин, который устраняет трение между ними. Многие другие важные узлы, такие как цилиндропоршневая группа, кулачки распределительных валов и цепной привод ГРМ, смазываются методом разбрызгивания масла. На эффективность смазки влияют такие характеристики масла, как его вязкость и наличие специальных присадок.

Охлаждение

Все детали и поверхности двигателя непрерывно нагреваются во время сгорания топлива. Охлаждение обеспечивается не только охлаждающей жидкостью, но и моторным маслом, которое непосредственно контактирует с горячими поршнями и кольцами. В некоторых двигателях используются масляные форсунки, которые разбрызгивают масло на внутреннюю поверхность поршней, способствуя их охлаждению.

Недостаточное количество масла может привести к появлению задиров и заклиниванию двигателя. Это особенно опасно для современных высокофорсированных моторов, в том числе созданных по концепции «даунсайзинга», где акцент делается на получение максимальной мощности при минимальном объёме двигателя.

Охлаждение масла в двигателе может осуществляться несколькими способами. Самый простой метод — использование оребрения на лёгкосплавном поддоне, то есть на его поверхности делают ребра. Также существует масляный радиатор, представляющий собой оребренную трубку, через которую проходит часть масла. Наиболее современные решения включают теплообменники масло-антифриз, которые могут иметь различные конструкции.

Мойка

Моторное масло постоянно вбирает в себя продукты жизнедеятельности двигателя. К последним относятся как частицы разложения самого масла в зонах высоких температур, так и остатки неполного сгорания топлива — нагар, сажа и прочее. Также в двигатель могут попадать частицы дорожной пыли, которые прошли через воздушный фильтр.

Избыточное содержание таких загрязнений может быстро привести к серьёзным проблемам с двигателем, вызывая его «интоксикацию». Это проявляется ускоренным износом деталей, отказом поршневых колец, перегревами и возможным заклиниванием двигателя. Помимо этого, все эти вредные вещества необходимо поддерживать во взвешенном состоянии, чтобы они не оседали в труднодоступных местах двигателя. За это отвечают диспергирующие свойства моторного масла.

Уборка

Мало собрать грязь — нужно еще удалить ее из системы смазки. Моторное масло постоянно выносит продукты жизнедеятельности двигателя в своеобразную «печень» силового агрегата — в масляный фильтр, где грязь и оседает.

Компрессия

Еще одна функция моторного масла — уплотнение зазоров колец в поршневых канавках. Без этого невозможно добиться необходимой компрессии, ведь стальное или чугунное кольцо в цилиндре — это вам не уплотнение гидроцилиндра высокого давления.

Защита от коррозии

Кроме механического износа, двигатель подвержен коррозии. В масле имеются специальные противокоррозионные добавки, которые помогают защитить металлические поверхности от воздействия окружающей среды, в том числе от влаги и агрессивных химических веществ, которые неизбежно присутствуют в двигателе.

Гидравлика

Моторное масло выполняет функцию рабочей гидравлической жидкости для множества систем в двигателе. Так, гидронатяжитель цепи поддерживает постоянное натяжение цепи, компенсируя её износ и вытягивание. Гидрокомпенсаторы клапанных зазоров обеспечивают беззазорную и практически бесшумную работу системы клапанов.

Система изменения фаз газораспределения, регулируя «доворот» распределительных валов, помогает увеличить мощность двигателя, повысить его экономичность и снизить уровень выбросов вредных веществ. А система управления величиной открытия клапанов оптимизирует газообмен в двигателе в зависимости от его режима работы.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.