И снова здравствуйте: бензин в России резко подорожает до конца года
После окончания летнего марафона цен на моторное топливо на российских АЗС автомобилисты выдохнули и слегка расслабились, в очередной раз поверив, что подобного больше не произойдет. Похоже, что зря: уже через пару недель стоимость горючего имеет все предпосылки возобновить рост.
Началось все несколько дней назад с сообщений агентств о том, что у профильных чиновников Правительства России в последнее время завелись мысли разрешить экспорт бензина за рубеж. В этой связи напомним, что в начале октября этого года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, вводящее мораторий на поставки иностранным покупателям российского бензина и дизтоплива.
Столь беспрецедентное решение было принято ради экстренного тушения ценового «пожара», разыгравшегося на российском топливном рынке. Тогда же было решено вернуть в полном объеме выплаты по «топливному демпферу» из бюджета нефтяным компаниям. Изначально «демпфер» служил своего рода «отступными» за то, что цены на горючее в РФ не гонятся за европейскими. Но как показала практика минувшего лета, экспортерам нефтепродуктов глубоко плевать на этот механизм, когда на за рубежом маячит хорошая прибыль.
И вот теперь в СМИ появились «вбросы» от анонимных источников не только в Правительстве России, но и из «верхушек» отечественных нефтяных компаний, о том, что власти намерены отменить запрет на экспорт бензина то ли с 13-го, то ли с 19-го ноября. Заметим, что несколькими неделями ранее международным торговцам было позволено вывозить из России дизтопливо — то, что поступает в порты по трубопроводам.
Таким образом, мы, фактически, возвращаемся к рыночным условиям конца лета-начала осени, когда прайсы на АЗС менялись практически ежедневно. Например в Москве к середине сентября АИ−92 стоил почти 51 рубль за литр, а АИ−95 — 57 рублей за литр (в начале лета — 43 и 46 рублей за литр, соответственно).
На текущий момент, благодаря заморозке экспорта, цены слегка упали — на пару-тройку рублей ниже недавних максимумов. Но это все равно сильно выше отметок, с которых они стартовали в конце мая 2023! То есть нефтяные короли успели как следует «попользовать» кошельки миллионов отечественных автовладельцев и продолжают это делать по сей день.
Казалось бы: правительству сам Бог велел с помощью запрета экспорта топлива «дожать» сейчас нефтяников, заставив их снизить цены на горючее до более-менее пристойных уровней. Но нет! Вместо этого власти принялись воссоздать ровно те условия, что спровоцировали резкое подорожание моторного топлива ранее.
Заметим, что уже на одних только новостях о скорой отмене запрета экспорта оптовые цены на все виды бензина и дизтоплива на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже мгновенно поползли верх. А уж когда начнутся фактические продажи зарубежным контрагентам, они просто рванут вверх. И примерно через пару недель, когда на российских бензоколонках распродадут закупленные по старым ценам партии горючего, мы увидим отражение роста оптовых котировок и в рознице.
Не сложно предположить, что еще через месяц «ответственные пиджаки» из профильных ведомств будут демонстративно удивленно вздыхать и картинно разводить руками перед камерами СМИ. Мол, ну как же так: мы и не догадывались, что цены на АЗС опять попрут вверх из-за наших действий, ну кто бы мог подумать!