Иномарка за копейки: за подержанными машинами в Армению едут со всего СНГ
Армения переживает автобум. Тысячи людей из стран Содружества едут в республику ради выгодной покупки. Подержанная машина из Армении обойдется в десятки раз дешевле любого другого автомобиля. Почему – разбиралась корреспондент телеканала «МИР 24» Ирина Мкртчян.
Перед тем, как заехать в отдел регистрации, автовладельцам приходится стоять в живой очереди по два дня. Не успел заехать до половины пятого – все, оставляешь авто и приходишь на следующий день. Те, кому повезло, с трудом успевают оформить документы до конца рабочего дня.
«В день оформляем по 500 транспортных средств, для сравнения: три года назад число регистраций было около 150-ти. Большинство – жители стран ЕАЭС. Здесь по системе Единое окно они оформляют не только куплю-продажу, но и получают техпаспорт, номерные знаки, делают страховку», – указал заместитель начальника отдела регистрации Дорожной полиции Армении Грачик Казарян.
Большинство в этой очереди граждане Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Это те страны, которые, как и Армения, входят в Евразийский экономический союз.
В Армении таможенный сбор в разы ниже, чем в других странах ЕАЭС. Значит, и цена меньше. Вот и пользуются автомобили с армянскими номерами небывалым спросом. Их везут с аукционов. Из США, Японии, Германия и Кореи. Импорт за последние годы вырос почти в четыре раза: в 2016 году около 17 тысяч, в 2017-м – около 40 тысяч, в 2018 году – около 70 тысяч, первые полгода 2019-го – свыше 70 тысяч.
– Ну что, понравилась?
– Да, но вот если бы не это.
Сейран Мартиросян 20 лет продает машины на базаре, но такого наплыва иностранцев не припомнит.
«Сначала не вывозили, боялись. Ну не то, что боялись, не в курсе были. А сейчас потихоньку приезжают вот, с Ингушетии, Чечни, Дагестана – со всей России», – отметил продавец автомашин.
Житель Краснодара Василий Лапин приехал в Армению за поддержанной иномаркой. «Мерседес» 2012 года с объемом двигателя в 3,5 литра обойдется в 6,5 тысяч долларов. На родине такой же автомобиль стоит в два раза дороже.
«Вот если договоримся по цене, эта вроде неплохая, может и поедем, на армянских номерах будем кататься», – шутит покупатель автомобиля Василий Лапин.
Такие номера пользуются спросом на юге России, уверяет Анна Манохина. Недавно она и сама вернулась из Еревана на новеньком авто.
«Камеры видеонаблюдения не считывают номера при нарушении. А за почти три месяца меня ни разу не остановили сотрудники Госавтоинспекции. При этом езжу и на дальние расстояния. Была в Дагестане, съездила в Новороссийск. Ни разу не остановили», – говорит жительница Владикавказа Анна Манохина.
От россиян не отстают и жители Казахстана. Только за прошлый год граждане этой страны вывезли из Армении 15 тысяч авто. Правда, если россияне обязаны платить транспортный налог в Армению, в Казахстане деньги идут в местный бюджет, как и оплата штрафов. Правда, и с этим пока есть проблемы.
«Базы данных о зарегистрированных транспортных средств в Армении Казахстан не имеет. Затрачивается продолжительное время для установления лица, управляющего этим автомобилем в Казахстане. В этой связи личному составу управления внутренних дел при помощи планшетов при надзоре ориентируются для выявления и дальнейшего предписания уплаты штрафов», – пояснил старший инспектор управления дорожно-технической инспекции и процессингового центра Комитета Административной полиции МВД Казахстана Кайдар Садыков.
Автобум создал в Армении новую профессию – автоэкспедитор. Они подбирают машину, встречают покупателей, размещают и помогают оформить временную прописку. Без нее сделка невозможна.
«Ну мы находим их, едем на базар, фоткаем, импровизируем, бросаем в YouTube. Начинают звонить знакомые, незнакомые с Казахстана, с Ташкента, с России», – рассказал автоэкспедитор Жора Минасян.
Но скоро, шутит Жора, лавочка прикроется. С первого января в стране вступят в силу таможенные сборы, принятые во всем ЕАЭС, а значит и цены на иномарки подскочат. Покупать авто в Армении станет невыгодно, а значит, Жоре придется подыскать новую работу.