Итоговая пресс-конференции: на «АвтоВАЗе» отчитались за 2023 год
фото: lada.ru
Максим Соколов рассказал о конкуренции, авто для чиновников и нехватку запчастей
Совместными усилиями 315 дилерских центров концерн «АвтоВАЗ» сумел по итогам 2023 года застолбить за собой долю российского рынка в размере 35%. На первый взгляд, есть чему радоваться, однако президент компании Максим Соколов в рамках итоговой пресс-конференции, на которой присутствовал корреспондент «Тарантас Ньюс», отметил, что в денежном выражении эта доля куда меньше – порядка 10-11%.
Содержание статьи:
Скидки больше утильсбора
Не нужно быть пророком, чтобы понять, куда в подавляющем большинстве уходят деньги российских покупателей. По словам топ-менеджера, до 80% собираемых с продажи машин в России, уходят в Китай. Такое положение дел нужно срочно менять, заявил Максим Соколов, и концерн всерьёз рассчитывает на помощь федерального правительства и законодателей.
«Это серьезное конкурентное влияние, — отметил президент „АвтоВАЗа“. — Задача противостоять этой экспансии или, говоря по-другому, агрессии, возлагается не только на нас, но и на команду Правительства РФ, министерств. Определенные решения, как все мы знаем, были приняты. В прошлом году это повышение утильсбора. Но скажу откровенно, это охладило пыл лишь на некоторое время. Сегодня мы видим, что скидки на некоторые китайские модели составляют сумму, превосходящую максимальный утильсбор. Для автомобилей класса Lada утильсбор составляет 300 000 рублей, а скидки на машины китайских брендов доходят до 400 000 рублей. Правительству, видимо, следует еще раз более внимательно следует обратить внимание на этот вопрос и разработать новые меры защиты отечественного рынка — и с техническим регулированием, и с сегментацией рынка».
Каждый третий автомобиль — по госзаказу
Поддержка госорганов нужна «АвтоВАЗу» и в качестве покупательского сектора. Не секрет, что концерн исторически работал по так называемому госзаказу. И эта практика продолжалась в 2023 году и на нее будет делаться ставка в году наступившем. Согласно информации Максима Соколова, если ничего не сорвется, в 2024-м по линии госзаказа «АвтоВАЗ» отгрузит 100 000 автомобилей. Это очень большая цифра, особенно если учесть, что в минувшем году концерн продал 352 572 новых автомобиля.
Тех же чиновников, например, планируется массово пересаживать на Lada Vesta NG и на новые Lada Aura, чье серийное производство должно быть налажено в сентябре 2024 года. Только Госдума, по словам главы концерна, должна получить в этом году 100 единиц Lada Aura. Один такой автомобиль, отметил Максим Соколов, уже эксплуатируется членом Совета Федерации, другой — в ведомстве Силуанова.
Если про «Ауру» говорить пока что рано, то та же Vesta NG показала по итогам 2023-го не самый плохой результат. За неполный год (напомним, что модель пошла в продажу весной) реализовано 49 272 ед. Lada Niva продавалась интенсивнее — в 2023 году суммарный тираж составил 92 003 ед. лидером же модельного ряда Lada стала бюджетная Granta (206 116 ед.), таким образом доля «гранты» на рынке РФ составила 20,6%.
Что с локализацией машин?
Уровень локализации тольяттинских малолитражек разнится от модели к модели. Наибольшим технологическим суверенитетом, по словам Максима Соколова, обладают Lada Granta и Lada Niva — эти машины локализованы на 99%. Уровень локализации Lada Vesta NG составляет чуть больше 95%. Но это с учетом отечественной механической коробки передач. Как только модель получит автоматическую трансмиссию (а это произойдет в I квартале 2024 года), цифра, естественно, уменьшится.
В 2023 году «АвтоВАЗ» активно решал вопрос с недоукомплектованием своих автомобилей. Таковых на складах предприятия набралось 55 000 ед. Но, как заявил максим Соколов, к декабрю 2023-го проблему удалось решить. Нехватка запчастей, по его словам, в большинстве случаев была связана с неудовлетворительной работой поставщиков, общее количество которых 1,6 тыс. «Отрасль автокомпонентов за последнее десятилетие была «подубита, — заявил президент „АвтоВАЗа“, — и нам пришлось создать „летучие отряды“ общей численностью 600 человек, которые выезжали на производства поставщиков и вместе решали проблемы». О своих производственных площадках в Петербурге (экс-предприятие Nissan) и экс-«GM-АвтоВАЗ» руководство концерна предпочитает не распространяться.
Lada выбирают мужчины среднего возраста
Дмитрий Костромин, вице-президент по продажам и маркетингу АО «АвтоВАЗ», нарисовал портрет среднего покупателя Lada. Это преимущественно мужчины (75%) в возрасте 41 года. При этом каждый десятый покупатель «Лады» в минувшем году — новичок. И это, по словам г-на Костромина, хороший знак, этакий задел на будущее.