Изменился расход топлива после замены масла: что нужно знать
Одной из важнейших технических жидкостей в автомобиле является моторное масло. Смазочный материал напрямую взаимодействует с деталями силового агрегата, защищая внутренние элементы двигателя от сухого трения. Также масло в двигателе отводит тепло, тем самым частично выполняется функция охлаждения.
Что касается влияния на расход горючего, не все автовладельцы понимают, как моторное масло может влиять на расход топлива. При этом можно заметить, что после замены масла расход топлива стал выше или ниже.
- Все дело в вязкости смазочного материала и качестве самого масла — чем масло жиже, тем легче мотор крутится, расход топлива понижается.
- При этом важно, чтобы вязкость была достаточной для создания нужного давления в системе смазки, а самих свойств масла хватало для защиты максимальной защиты деталей от сухого трения.
Для разных двигателей строго рекомендуется использовать только те масла, которые определяет сам производитель силового агрегата. Игнорирование данных рекомендаций или ошибки могут привести к тому, что ресурс двигателя сокращается, осложняется его запуск «на холодную», могут появляться течи масла, увеличивается расход масла на угар и т.д. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Как масло влияет на расход топлива
Существует большое количество различных моторных масел, которые отличаются по типу масляной основы, вязкости и целому ряду других свойств. Если рассматривать связь масла и расхода топлива, следует на начальном этапе отдельно выделить вязкость и антифрикционные свойства самого смазочного материала.
Прежде всего, если масло слишком вязкое, двигателю в буквальном смысле тяжелее вращаться. В результате на холостом ходу ЭБУ подает больше топлива в цилиндры для поддержания стабильной работы силового агрегата. При езде на вязком масле отдача от двигателя также несколько ухудшается, водитель сильнее нажимает на газ для компенсации таких потерь. Опять же, расход горючего увеличивается на 3-5-7%.
Более того, масла с высокой вязкостью обычно не синтетические (могут быть полусинтетическими или минеральными). В свою очередь, такие масла также содержат меньшее количество антифрикционных присадок, которые минимизируют потери на трение. Это также оказывает определенное влияние на расход топлива.
Идем далее. Как может показаться на первый взгляд, чтобы снизить расход горючего, достаточно только перейти на маловязкие синтетические масла. Такое масло сохраняет свою текучесть при низких температурах, имеет самый полный пакет присадок, в том числе и антифрикционных. В результате холодный пуск облегчен, двигатель легко раскручивается при нажатии на педаль газа, во время работы потери на трение минимальны.
С таким решением можно согласиться только в том случае, если:
- самим производителем мотора допускается использование маловязких масел (0W20, 0W30 или 5W30) в двигателе;
- силовой агрегат и его системы находятся в полной исправности;
Если просто, слишком жидкое масло в моторе может привести к тому, что такая смазка начнет сильно расходоваться на угар. Повышенный расход масла будет означать, что оно активно попадает в камеру сгорания. В результате ухудшается качество топливно-воздушной смеси, закономерно падает мощность и производительность силового агрегата, двигатель коксуется.
Также происходит загрязнение выхлопом, насыщенным несгоревшим моторным маслом, катализатора, кислородных датчиков (лямбда-зондов). Такие проблемы приводят к тому, что заметно увеличивается расход не только топлива, но и самого моторного масла.
Если же масло окажется слишком маловязким для мотора, возможен даже прорыв масляной пленки на поверхностях трущихся пар, что приводит к сухому трению. В таком случае владелец меньше всего будет думать о расходе топлива из-за масла, так как может потребоваться капитальный ремонт всего мотора или замена на контрактный двигатель.
Какое масло заливать чтобы уменьшить расход топлива
Как видно, вязкостные качества смазки напрямую могут оказывать влияние на расход топлива. Другими словами, ответ на вопрос, влияет ли масло на расход топлива, будет утвердительным. Получается, чем меньшими будут потери на трение в двигателе, тем меньшим оказывается и расход топлива. Однако это не значит, что в двигатель обязательно нужно залить самое маловязкое масло, чтобы расход топлива был меньше.
Если коротко:
- в случае, когда масло не подходит для двигателя, силовой агрегат может начать активно изнашиваться или быстро выйдет из строя;
- моторное масло может оказывать влияние на расход горючего и общую эффективность и производительность мотора посредством расхода на угар;
Важно заливать то масло, которое является допустимым к использованию в данном типе двигателя по мануалу. Например, если по мануалу в двигатель можно лить 5W30 или 5W40, а также 10W40, расход топлива теоретически будет самым высоким именно при использовании последнего варианта и самым низким при выборе первого.
Однако нужно учитывать и другие особенности: условия эксплуатации автомобиля, состояние двигателя, нагрузки на мотор и т.д. Например, если машина эксплуатируется в регионах, где зимы долгие и морозные, основной задачей будет облегченный пуск двигателя. В этом случае полностью оправдано использование масел с самой низкой вязкостью из того, что рекомендует производитель автомобиля.
Если же климат в регионе жаркий, а также водитель часто нагружает мотор, раскручивает двигатель до отсечки, ездит на высоких оборотах, лучше залить в двигатель более вязкое масло. В этом случае риски сухого трения и повышенного расхода масла на угар заметно ниже, так как более вязкие аналоги отличаются повышенной стабильностью при высоком нагреве. При этом не нужно в обязательном порядке заливать самое вязкое масло из списка.
Следует помнить, что обычно самыми вязкими являются минеральные и дешевые полусинтетические масла, которые по ряду показателей проигрывают качественной синтетике и полусинтетике. Получается, вместо, например, 10W40 лучше залить 5W40, так как именно такой вариант будет иметь более качественную масляную основу и улучшенный пакет антифрикционных присадок.
Получается, оптимальным будет полностью подходящее для двигателя по вязкости масло (отсутствие угара), которое также в полной мере соответствует индивидуальным условиям эксплуатации авто (климатические условия, нагрузки на мотор, манера езды, периодичность обслуживания и т.д.). Благодаря такому подходу достигается экономия горючего и одновременно поддерживается полная работоспособность двигателя с сохранением ресурса ДВС и его систем.
Советы и рекомендации
Важно понимать, что только качественные моторные масла способны в полной мере соответствовать заявленным характеристикам. При этом к маловязким маслам выдвигаются особые требования. Такое масло на синтетической основе наиболее текучее, что позволяет обеспечить лучшую прокачиваемость, минимизировать потери на трение и получить максимальную отдачу от мотора.
- Проблема заключается в том, что жидкое масло изначально формирует тонкую масляную пленку на деталях. По этой причине при выборе таких масел важнейший критерий – показатели температурного сдвига и способность выдерживать механические нагрузки. Если просто, это стабильность масляной пленки в условиях трения (на разрыв пленки) и высокого нагрева (температура на поверхностях трущихся пар).
Только качественные оригинальные синтетические маловязкие масла способны сохранять стабильность масляной пленки на протяжении всего срока службы моторного масла. В этом случае, то есть при их использовании, можно сэкономить около 5-7% топлива. Наибольшая экономия достигается, как правило, в холодное время года и в рамках эксплуатации авто в городском цикле. Главное, чтобы такое масло допускалось к использованию самим производителем ДВС.
- Еще добавим, что на расход топлива также может влиять не само масло в двигателе, а его уровень. Важно, чтобы уровень масла в двигателе не был выше или ниже нормы. Контроль уровня масла нужно осуществлять регулярно по щупу. Если щуп электронный, внимательно следить за индикаторами давления масла, а также осматривать подкапотное пространство автомобиля и сам двигатель на предмет возможных утечек смазочного материала.
Если уровень масла выше нормы, тогда растет давление в системе смазки, может происходить его вспенивание и т.д. В результате двигатель активно изнашивается. Также работа в подобных условиях приводит к росту нагрузки на сам мотор, снижается производительность двигателя, увеличивается расход топлива.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какое масло лучше заливать в двигатель, синтетику или полусинтетику. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках полусинтетических и синтетических моторных масел.
В свою очередь, низкий уровень масла в двигателе становится причиной нехватки масла, возникает масляное голодание двигателя и сухое трение. В такой ситуации двигатель также очень сильно изнашивается и может быстрой выйти из строя. Расход топлива также закономерно увеличивается.
- Если после замены масла расход топлива увеличился, при этом никаких других причин не выявлено (уровень масла в норме, нет расхода на угар), в этом случае высока вероятность того, что свежее масло оказалось более вязким и менее текучим. Бывает так, что даже аналогичные масла о вязкости, но разных производителей, могут иметь разную масляную основу и пакет антифрикционных присадок также может отличаться.
Также нельзя исключать вероятность того, что в двигатель залита подделка. К сожалению, в свободной продаже встречается большое количество неоригинальных смазочных материалов, которые могут разливаться в разную тару (как ранее вскрытую оригинальную, так и полностью поддельную). Важно приобретать моторное масло исключительно у проверенных продавцов, что позволяет исключить риск приобретения контрафактной продукции.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что есть определенная зависимость между моторным маслом и расходом топлива. Расход горючего можно немного уменьшить, если подобрать так называемое «энергосберегающее» масло, которое будет:
- иметь качественную масляную основу и пакет присадок;
- полностью подходить для двигателя;
- не будет расходоваться на угар;
- окажется оптимальным по вязкости в конкретных условиях.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно подбирать моторное масло по сезону, чем отличается зимнее и летнее масло для двигателя. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках всесезонного моторного масла, а также когда нужно или не нужно осуществлять переход с одного типа масла на другой с учетом времени года.
В этом случае использование такой смазки может способствовать экономии топлива до 5% или даже 7%. При этом важно помнить, что если мотор не рассчитан на использование таких маловязких энергосберегающих масел, результатом их заливки в двигатель волне может быть полный выход силового агрегата из строя вместо незначительной экономии горючего. По этой причине нужно обязательно учитывать все рекомендации, которые мы рассмотрели выше в рамках данной статьи.