Как определить скрученный пробег автомобиля: что нужно знать
Пробег автомобиля зачастую является одним из основных показателей, который позволяет определить реальное состояние машины. По пробегу машины можно понять, какой остаточный ресурс имеют основные узлы и агрегаты: двигатель, ходовая часть, трансмиссия и коробка передач, навесное оборудование, тормозная система и т.д.
По этой причине автомобили с небольшим пробегом стоят заметно дороже на вторичном рынке. В результате недобросовестные продавцы пользуются приемом скручивания пробега для увеличения стоимости б/у автомобиля.
При этом существует несколько способов, помогающих определить, когда пробег скручен:
- визуальный осмотр для определения реальной степени износа деталей и агрегатов;
- сверка показаний одометра и оценка данных, зафиксированных в блоках управления;
- концентрация внимания на косвенных признаках (состояние салона, сидений, руля и т.д.).
- изучение сервисной истории автомобиля, дилерских отчетов и другой документации;
Каждый из таких методов не дает 100% гарантии, что реальный пробег можно будет точно установить, однако комплексный подход позволяет с большой долей вероятности определить сам факт скручивания пробега. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Если пробег на машине скручен: риски
Как правило, проблема скрученного пробега наиболее актуальна в тех странах, где на законодательном уровне прямая ответственность за подобные манипуляции не предусмотрена. При этом скручивание пробега приводит к следующему уже для нового владельца:
- необоснованное повышение стоимости автомобиля;
- определенные сложности в процессе эксплуатации и обслуживания ТС.
Дело в том, что без четкого определения пробега сложно установить техническое состояние важных узлов, их остаточный ресурс, интервалы обслуживания агрегатов и т.д. Например, плановая замена цепи ГРМ должна производиться на 150 тыс. км пробега, но пробег на машине скручен с 200 тыс. км до 100 тыс. км.
В этом случае владелец не знает, что нужно заменить цепь в двигателе по пробегу и продолжает ездить на авто, полагая, что плановая замена цепи будет на 150 тыс. км. В свою очередь, есть риск обрыва цепи ГРМ со всеми вытекающими последствиями. То же самое можно сказать о коробке передач, тормозной системе, навесном оборудовании и т.д.
При этом продавец ссылается на то, что подобные дорогостоящие операции и комплексное ТО проводить не нужно, так как пробег не большой. В результате происходит необоснованное повышение стоимости машины, а также сильно возрастает риск непредвиденных поломок и серьезных расходов на ремонт.
Важно! Скрученный пробег можно встретить на автомобилях не только от частных продавцов, но и на тех машинах, которые находятся на балансе различных фирм, компаний и организаций. В отличие от частных автовладельцев, в этом случае скрутка пробега осуществляется с целью уменьшения налогов, сборов и платежей, которые нередко привязаны к пробегу такого транспорта.
Как понять что владелец скрутил пробег: основные признаки
Сразу отметим, что рекомендации, приведенные ниже, могут быть применены ко всем без исключения подержанным автомобилям. Как показывает практика, грамотный и комплексный подход позволяет быстро определить машину со скрученным пробегом.
- Возраст автомобиля, ввод в эксплуатацию и пробег. Как правило, среднестатистический автовладелец проезжает не менее 15-20 тыс. км в год. Это значит, что машина, введенная в эксплуатацию 5 лет назад, минимально будет иметь около 80 тыс. км. пробега или даже все 100 тыс. Если на таком автомобиле пробег менее 50 тыс. км, высока вероятность того, что он скручен.
При этом важно не путать год выпуска автомобиля и начало реальной эксплуатации. Бывает так, что автомобиль может долго простаивать в дилерском центре (по 12-18 месяцев), не сразу вводиться в эксплуатацию после регистрации и т.д. В таком случае допускается, что пробег немного меньше прогнозируемого для 5-7 летней машины. При этом подобные авто встречаются не так часто.
- Визуальный осмотр одометра и панели приборов. Следы разборки щитка приборов (увеличенные зазоры, царапины после откручивания на крепежных болтах, неплотное прилегание элементов и порожденные защелки), а также дефекты в области расположения одометра могут указывать на то, что пробег скрутили.
Важно поинтересоваться у владельца, производились ли какие–либо работы в области щитка приборов и по какой причине. Если ответ отрицательный, скорее всего, пробег на машине будет скручен. Если же владелец ссылается на разборку приборной панели по причине поломок, желательно попросить акт выполненных работ, который выдавался после ремонта.
- Наличие сервисной книги. Как правило, если водитель активно эксплуатирует машину, вполне допускается возникновение неисправностей и дефектов, также требуется плановое обслуживание строго по регламенту. Даже если автомобиль уже не на гарантии и возраст более 5-7 лет, зачастую первые 3 года большинство владельцев обслуживают машину у официального дилера. По информации из сервисной книги или по запросу у дилера можно определить, как владелец эксплуатировал и обслуживал машину.
Например, подтвержденный пробег 30-40 тыс. км. в год говорит об очень активной эксплуатации. Обычно переход на неофициальный сервис по окончании гарантии никак не будет означать, что водитель стал менее интенсивно использовать автомобиль. Получается, если даже сервисной истории после первых 3-х лет нет, это значит, что и за все последующие годы автомобиль зачастую проезжал ровно столько же.
Также важно при изучении сервисной книги обращать внимание на работы, которые выполнялись. Иногда бывает так, что недобросовестные продавцы подделывают сервисную книгу. Например, владелец заезжает в официальный сервис для замены, например, тормозных колодок на 100 тыс. км. пробега. При этом в сервисную книгу вписывается пробег и так называемое «большое» ТО (замена всех «расходников», ремней, роликов ГРМ, цепи ГРМ, замена фильтров АКПП и трансмиссинного масла, комплексное обслуживание автомобиля и т.п.).
- Визуальный осмотр салона и элементов, подверженных естественному износу. Как правило, в салоне к таким элементам можно отнести педали, руль, переключатели, сиденья, лобовое стекло.
Если пробег на одометре небольшой, при этом руль и педали сильно затерты, сиденья продавлены, стерты индикаторы на рычагах и переключателях, лобовое стекло имеет много царапин от работы стеклоочистителей, в 90% случаев реальный пробег сильно скручен.
- Проверка агрегатов и узлов, подверженных естественному износу. Как правило, до 100-150 тыс. км. генератор, стартер, помпа, элементы рулевого механизма (например, рулевая рейка) или выхлопной системы, а также другие подобные запчасти не нуждаются в замене.
Если же удается установить, что такие детали менялись, нужно отдельно поинтересоваться у владельца о причинах. Дело в том, что замена подобных узлов может указывать не только на скрученный пробег, но и на то, что автомобиль находился в крайне тяжелых условиях эксплуатации, попадал в ДТП и т.п.
Компьютерная диагностика для определения пробега автомобиля
Комплексная диагностика с привлечением сторонних специалистов позволяет оценить общее состояние машины и узнать реальный пробег. Как правило, опытные специалисты хорошо знают, в каком состоянии находятся узлы автомобиля на пробеге в 50, 100, 150 тыс. км и более. По прямым и косвенным признакам специалисты быстро выявляют факт скрученного пробега.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какая коробка автомат лучше — автомат, робот или вариатор. Из этой статьи вы узнаете о плюсах и минусах различных типов коробок автомат, а также о преимуществах и недостатках разных видов автоматических коробок.
Например, даже если владелец заменил накладки на педалях, перешил сиденья и руль, компьютерная диагностика позволяет на многих авто определить пробег, на котором возникала та или иная ошибка, записанная в память электронных блоков.
Часто бывает так, что на одометре пробег около 150 тыс. км, однако по результатам проверки электронных блоков выясняется, что ошибки возникали на пробеге 220-250 тыс. км и более. В таком случае факт скручивания пробега становится очевидным.
Как еще можно проверить пробег авто
Часто бывает так, что автомобиль продает не первый, а второй или третий владелец. Также часто можно нарваться на авто от перекупщиков. В этом случае сервисная история машины бывает неизвестна, зачастую нет сервисной книги и т.п. При этом сам владелец или лицо, реализующее ТС, также может не иметь полной информации о машине, выставленной на продажу.
В такой ситуации не лишним будет получить информацию об автомобиле из электронных баз данных, которые стали доступны в последние несколько лет. Такая информация позволяет узнать, была ли машина застрахована, какой пробег фиксировался на момент заключения договора страхования или в случае наступления страхового случая.
Также можно узнать о ДТП, страховых выплатах по автомобилю и т.п. Такие данные позволяют понять, попадала ли машина в серьезные аварии, были ли значительные повреждения кузова, других узлов и агрегатов. В совокупности, можно получить данные не только о пробеге, но и другую более важную информацию.
Что в итоге
По статистике более 50% всех автомобилей на вторичном рынке имеют скрученный пробег. В некоторых случаях скрутка пробега не является значительной (около 15-20% от реального), тогда как в подавляющем большинстве скручивают не менее 50-60% пробега. Это значит, что достаточно «свежий» по возрасту автомобиль, на одометре которого не более 100-120 тыс. км, в реальности волне может пройти все 250 или даже 300 тыс. км.
Важно понимать, какой пробег для машины можно считать большим или критическим. На практике, ресурс современных автомобилей составляет около 250 тыс. км. с небольшим запасом прочности. К такому пробегу обычно выходят из строя и требуют замены/ ремонта такие важнейшие агрегаты, как двигатель, навесное оборудование, КПП, элементы трансмиссии.
При этом внешне машина может в полной мере сохранять свою привлекательность, кузов и салон могут быть в отличном состоянии (особенно если говорить о премиальных моделях авто немецкого производства).
Рекомендуем также прочитать статью о том, какой ресурс двигателя автомобиля закладывают производители. Из этой статьи вы узнаете, что такое плановый ресурс мотора, от чего зависит ресурс силового агрегата, а также какие факторы могут влиять на сильное сокращение или заметное увеличение ресурса ДВС.
Однако по технической части такие автомобили уже сильно изношены, что требует очень больших вложений для поддержания авто с пробегом в исправном состоянии. Зная это, скрутка пробега для недобросовестного продавца является доступным вариантом скрыть реальное состояние автомобиля.
По указанным выше причинам следует в обязательном порядке стараться установить реальный пробег всеми доступными способами, рассмотренными выше. Если пробег на машине скручен, это является весомым аргументом для серьезного торга с продавцом или же полного отказа от такой покупки.