Как водители обманывают систему «свободный поток» и что им за это грозит Автомобильный портал 5 Колесо
У системы оплаты проезда «свободный поток» есть существенный минус: платить там, где нет шлагбаумов, многим не хочется. Неужели жажда халявы сильнее порядочности?
«Свободный поток», он же – Free-Flow – это безбарьерная система взимания платы на дорогах. Задумка простая – это та же платная магистраль, но без шлагбаумов и пунктов оплаты. Технологическое решение «Свободный поток» разработано и внедряется компаниями, входящими в состав концерна «Телематика». Для проезда по такой платной трассе водителям не надо останавливаться перед шлагбаумами и тратить время в пунктах оплаты. Обзорная камера фиксирует факт проезда машины по данной дороге, камера распознавания регистрационных знаков считывает передние и задние номера, лазерный сканер определяет габариты машины, камера подсчета осей уточняет ее класса, а специальная антенна считывает информацию с транспондера – при наличии такового. Счет за проезд определяется по фактически пройденному расстоянию, оплата пройдет через транспондер или же будет ждать, когда водитель расстанется с деньгами через мобильное приложение, в личном кабинете и т.п.
Первые системы «свободного потока» в России заработали на ЦКАД, а также на М-12. Поначалу многие водители вообще не понимали, что должны на этой дороге что-то оплачивать: раз нет пунктов оплаты, то и с деньгами расставаться не надо… Таких наивных ждали штрафы и письма от судебных приставов. Однако впоследствии в головы некоторых водителей стала стучаться иная мысль: раз можно двигаться беспрепятственно, то следует обмануть все эти камеры с радарами и все-таки не оплачивать проезд.
Изобретать что-то принципиально новое для этого не пришлось: основные способы обмана много лет отрабатывались в зонах платных парковок. Проще всего закрыть номер или хотя бы его часть посторонними предметами (как бы случайно – мол, не видел, что газета приклеилась…). Некоторые вообще снимают номера и держат их где-то на торпедо: дескать, в дороге отвалилось крепление – еду чинить. А самый примитивный прием – это обыкновенная грязь, которой у нас, к сожалению, предостаточно. Мол, когда выезжал, все было чисто, а по дороге опять запачкался.
Техника против нечитаемых номеров пока что, в общем-то, пасует. Единственная палочка-выручалочка – это рейды ГИБДД. По данным компании «Автодор» в сентябре на трассе М-12 в ходе подобных рейдов было вынесено 12 постановлений за управление транспортом без номеров, с номерами, которые закрыты посторонними материалами или установлены в не предусмотренных для этого местах. С учетом количества проезжающих по этой дороге машин, в том числе водители которых пользуются уловкой с нечитаемыми номерами, – это капля в море. Подобные рейды не способны физически отловить всех нарушителей и действуют в основном как мера устрашения.
А кстати, многие ли нарушители знают, что им за подобные действия грозит? Водителям могут выписать штраф до 5 тыс. руб. или даже лишить прав на срок до трех месяцев – если так решит суд. Но большинство надеются отделаться предупреждением или небольшим штрафом. Кстати, скоро нас ждет зима и дороги начнут обильно поливать реагентами, которые вместе со снежной кашей и грязью делают номера нечитаемыми даже у законопослушных граждан. Причем водитель может этого и не заметить: при движении по скоростной трассе, летящий от фур и других машин поток грезе-солевой смеси быстро обмерзает, превращая идеально чистый номер в серую массу буквально за сотню километров пути.
В общем в зимние месяцы «халявщиков» на М-12 и ЦКАД станет в разы больше. Что фактически не оставляет контролирующим органам выбора кроме возрождения вышеупомянутых рейдов. Если, конечно, дорожные камеры не поумнеют настолько, что научатся идентифицировать автомобили в любом состоянии. В общем-то новейшие системы фотофиксации нарушений, работающие в паре с нейронными сетями и искусственным интеллектом, делать это уже умеют. Хотя в особо «тяжелых случаях», как на фото ниже, никакая нейросеть не поможет.
Что еще почитать:
Водители массово отказываются платить за проезд по ЦКАД
Источник: 5koleso.ru