Капитальный ремонт двигателя, экономическая целесообразность восстановления
Постановка на капитальный ремонт двигателя определяется его техническим состоянием, условиями работы, эксплуатационными характеристиками, своевременным ТО. Этому предшествует появление специфических стуков, падение мощности, завышенный расход масла и как следствие, черный шлейф из глушителя. Существенную роль играет пробег автомобиля.
Содержание статьи:
Объем восстановления
Процесс восстановление охватывает:
- Фрезеровка блока цилиндров, его головки.Замена поршней, колец.Шлифование, хонингование цилиндров, если того требует их состояние.Шлифование коленчатого вала до ремонтного размера.Притирка седел клапанов.
Поршня, все компрессионные, маслосъемные кольца, клапана, шатуны, сальники, прокладки, другие запчасти входят в разряд заменяемых деталей.
К необходимости этих операций приводит высокий износ сочленений цилиндро-поршневой группы и кривошипного механизма.
Появившиеся зазоры, например, между изношенными кольцами и зеркалом цилиндра способствуют попаданию масла из картера в камеру сгорания. В итоге из глушителя автомобиля исходит синеватый шлейф дыма (выгорание масла).
Специфические стуки хорошо знакомы опытным дизелистам. Исходят они при появлении зазора или проворачивании вкладыша шатуна на шейке коленчатого вала. Ситуация зачастую заканчивается поперечными царапинами (задир) цилиндра и заклиниванием мотора. Таким образом, срок эксплуатации мотора определяется изношенностью узлов сопряжения.
Предварительные работы
Состоит из большого перечня последовательных операций. Сюда входит демонтаж навесных агрегатов: ТНВД (в случае с дизельными ДВС), водяная помпа, стартер, генератор, другие узлы. Если это трудно сделать из-за неудобств, то работы ведутся на стенде. С бензиновых двигателей снимается карбюратор, трамблер, генератор тока, радиатор, провода, воздушный фильтр. Мотор автомобиля, обычно, извлекается с коробкой скоростей, предварительно освободив его от крышки коробки передач, карданных соединений. После выемки мотора, следует сделать внешнюю чистку от грязи, а разборку на составляющие детали на стенде. Операцию мойки стоит выполнять керосином или бензином, если нет моющих растворов. В процессе дефектовки и принятии решения о целесообразности капиталки вам потребуются:
- Стетоскоп — определение износа коленчатого вала, вкладышей.
Манометр — измерение давления в топливной системе.Эндоскоп — проверка состояния зеркала цилиндра.Компрессометр — измерение компрессии дизельных моторовМикрометр, нутромер, стрелочный индикатор–замер износа шейки коленчатого вала, его продольного люфта, износа поршневых колец, выработку поверхности цилиндра.
От результатов отбраковки зависит, во сколько обойдется капитальный ремонт двигателя. А цену его, вкупе с заменяемыми деталями и восстановительными операциями, нужно обговаривать заранее.
Необходимо проверить все технические параметры не соответствующие нормативным требованиям. Проверенные характеристики методом диагностики позволяют сделать вывод об изношенности той или иной детали. Запчасти и их стоимость являются составной частью договоренностей сторон.
По завершении процедуры диагностики рассматривается перечень работ по механической реставрации узлов, например, наличия трещин на самом блоке цилиндров. Под механическую обработку может подпасть операция прессовки головки блока на предмет выявления скрытых дефектов. Не исключены сварочные наплавки с последующим фрезерованием, шлифованием плоскости прилегания к блоку цилиндров.
В номенклатуру работ стоит включить расточку цилиндров под тот или иной ремонтный размер поршня. В противном случае в блок стоит запрессовать другие гильзы с расточкой их под стандартные поршни.
Процесс хонингования обязателен и его следует сделать как доводочную операцию с целью удержания масляной смазки.
От объема работ можно приблизительно определить, сколько будет стоить ремонт.
Предусмотренные работы
Перед ремонтом необходимо собрать все необходимые запчасти и наборы гаечных, торцевых, накидных ключей. Без соответствующих навыков выполнить капитальный ремонт двигателя своими руками возможно, но не желательно.
Связано это с процессом сборки, где помимо дополнительной рабочей силы потребуются профессиональные познания. Последовательность сборки двигателя автомобиля сопровождается установкой коленчатого вала, проверкой рабочих зазоров коренных, промежуточных подшипников. Шейки коленчатого вала шлифуются под ремонтный размер шатунных вкладышей. Если шейки разбиты, то есть имеют эллиптические формы, то менять придется и вал. Деталь дорогая и во сколько обойдется хороший экземпляр сказать сложно.
Процедура сборки емкая и исключительно серьезная. Необходимо быть внимательным, чтобы не допустить ошибок при укладке вкладышей, притирке их, силе затяжке болтов крепления. Желательно нанести на стенки цилиндра крестообразные царапины. После хонингования почти невидимые и неощутимые царапины будут служить в качестве канавок для смазки.
- После установки коленвала и шатунно — поршневой группы, крепим масляный насос, поддон, не забывая уложить прокладку.Далее, следует монтировать маховое колесо, ставить прокладку и головку блока.Надеваются шкивы, приводные зубчатые ремни. Крепятся наружные элементы, например, на дизельных моторах, ТНВД, помпа и все необходимое.
Капитальный ремонт двигателя практически завершен.
Испытание
Обкатка мотора необходима для пущей уверенности в качественном ремонте. Эту обязательную процедуру целесообразно выполнять в условиях СТО или крупных автотранспортных предприятий. Холодная обкатка осуществляется на специальном стенде после замены поршневых колец или вкладышей в режиме ограниченных нагрузок.
Коленчатый вал вращается от смонтированного на стенде электромотора. Обкатка выполняет функции притирки трущихся сочленений, например, поршневые кольца — цилиндр, коленчатый вал — вкладыши.
В случае отсутствия стенда холодная обкатка может производиться буксированием автомобиля на жесткой сцепке. В этой ситуации из головки блока выворачиваются свечи зажигания и машину таскают не менее 3-часов. Здесь от колес двигающегося автомобиля усилие передается на мотор.
Обкаточный стенд для дизеля должен иметь:
Трубопровод проточной циркуляции масла, давлением 4–5,5 кгс²/сек, с температурой на входе 80° C
Привод подачи топлива к ТНВД, с проверкой горючего в топливном баке.Электропривод стенда к маховику мотора.Рукава водоснабжения к системе охлаждения двигателя.Систему смазки стенда к питающим масляным точкам.Выпускные трубопроводы к выхлопному коллектору.
Горячая обкатка предусматривает проверку:
- Расхода топлива в режиме 70% максимальных оборотов вращения.Наличие течи масла или горючего.Токсичности выхлопных газов.Номинальной мощности.
Дело в том, что приработка трущихся сочленений неминуемо приводит к нагреву. С этой целью обкатка должна вестись на оборотах, не превышающих 60% номинальных.
Первый трехтысячный пробег считается приемлемым только с постепенным увеличением нагрузки. В зависимости от качества ремонта, пробег можно считать удовлетворительным после 10-15 тысяч эксплуатации автомобиля.
Запуск после капиталки
Важным моментом для авто считается первый запуск двигателя. Делать это следует с соблюдением предписанных требований:
- Зарядить полностью аккумуляторные батареи.Залить в картер качественное моторное масло (немного ниже верхней отметки щупа).Заполнить систему топливом и прокачать его до ТНВД (если мотор дизельный).Запуск стартером должно показать давление масла в системе и зафиксироваться на манометре. Отсутствие давления в течение 8 секунд может привести к серьезным последствиям. Нужно немедленно остановить двигатель.
В холодное время желательно масло разогревать до рабочей температуры. Прорабатывая мотор, следует все время наблюдать за температурой, давлением масла и просматривать наличие различных подтеков. Параллельно прослушивается возможное появление стуков или прочих звуков.
Обкатка к 3,0 тыс. км может стать поводом для повышения скорости до 90 км/час.
Во сколько обойдется капитальный ремонт зависит от многих факторов и часто определяется от результатов отбраковки и объема работ. Не менее важным фактором остается пробег автомобиля.