Каталогов.net. Чинить машины из Китая приходится методом «тыка»
Иностранных автопроизводителей хотят обязать открыть для российского рынка свои базы данных по запчастям и сделать общедоступными фирменные руководства по ремонту. Иначе что?
А ничего, никаких рычагов воздействия на те компании, которые сейчас официально работают на российском рынке, нет. Как несложно догадаться, это производители машин из КНР, и наши власти, по сути, вынуждены идти к ним с протянутой рукой. Иначе новых легковушек и грузовиков не будет вовсе.
«Мы совместно с профильными министерствами и ведомствами намерены добиться хранения всей критически значимой информации на территории РФ, а доступ к ней должны иметь не только официальные дилеры, но и независимые станции технического обслуживания», — считает сенатор Олег Земцов.
«Независимые станции технического обслуживания» — это, по сути, все, кто угодно. Деревенский автосервис «Вася & Петя Inc.» тоже должен иметь доступ к подобной информации, так как он обслуживает и чинит иномарки своим соседям. И подобных небольших СТО в России — великое множество.
Что любопытно, особых проблем с теми марками, которые вроде как насовсем ушли из РФ, нет. Европейцы и японцы обновляют свои каталоги, они так или иначе они доступны (даже если де-юре и нет, де-факто да — те же немцы смотрят на перспективу), поэтому всё можно купить. Свежие авто, ввезённые уже после начала СВО по параллельному импорту, пробиваются по VIN, а в программы добавляются «кроссы» на всякие разные новые запчасти.
«Кроссы» — это соответствия номеров деталей сторонних производителей «оригиналу», которого на российском рынке по большей части не осталось. К примеру, передние тормозные колодки на Mitsubishi Lancer IX имеют артикул MN102618. Но в продаже их давно нет, одни подделки, значит, нужно искать альтернативы. Зато есть TRW GDB 3287, AТЕ 13.0460−5760.2, NiBK PN3469, Hi-Q SP1360, Sangsin GP1360, Mando MPM06 и ещё десятки аналогов. Опытный мастер выберет из них оптимальный вариант по соотношению цена-качество.
Эти самые «кроссы» должны быть верными, не кривыми, иначе детали не подойдут. Соответственно, требуются базы данных, опять-таки корректные. В принципе, тут тоже особых проблем нет, «сторонние» производители запчастей рынок РФ не блокируют. Даже в том случае, если официальные поставки прекращены.
Однако начинается всё с корпоративных каталогов, где по VIN авто выясняется номер той или иной детали. И уже потом по «кроссам» ищется её аналог. То есть нужно сперва найти, условно говоря, означенный выше номерок MN102618, и только потом от него отталкиваться.
С японцами и корейцами проблем тоже нет, даже с американцами таковые не замечены, а вот с китайцами они есть.
По большинству авто из Поднебесной каталогов нет в принципе. Или же они на китайском языке. Но, чаще всего, базы данных отсутствуют в принципе, нет и официальных мануалов по ремонту машин. У всех, включая официальных дилеров (ОД)!
«Увеличение продаж китайских автомобилей в России сопровождается ростом трудностей в обслуживании. В первую очередь речь идет о дефиците запчастей у дилеров и проблемах с заказом деталей для обслуживания и ремонта у автосервисов. Одним из неудобств остаются каталоги деталей только на китайском языке или их отсутствие», — на проблему ещё прошлой весной обратил внимание даже Центробанк.
Стало ли за минувшие полгода лучше? Нет, иначе бы Олег Земцов не поднимал бучу. С каждым днём проблема усугубляется.
«Мы вообще не берём в ремонт и обслуживание авто из КНР, многие наши постоянные клиенты сперва на это обижаются. Приходится им долго объяснять, что мы не станет методом „научного тыка“ колупаться в их дорогих машинках — клиентура у нас, в основном, состоятельная — и подбирать туда запчасти „от балды“. С непредсказуемыми последствиями. Нам плачутся, что механики ОД сами ничего не знают и не умеют, их никто не обучал, а каталогов запчастей в дилерских центрах нет. Да, факт, но мы-то тут при чём?» — жалуется директор мультибрендовой СТО Алексей.
Менее щепетильные автосервисы поступают проще. Тормозные колодки «доводят» при помощи «болгарки» и напильника — во, влезло! Тормозные диски подбираются по геометрическим параметрам, аналогично — по масляным фильтрам и прочим расходникам. Соответствует ли это заявленным производителям параметрам?
Сие никому не известно, так как «оригинальной» документации нет. Да, все узлы китайских авто — это копии японских, европейских, корейских и американских агрегатов, так подбор запчастей и происходит. По аналогии. Но без «доработки напильником» обходится редко.
Плюс масса электроники, авто из КНР перенасыщены всевозможным «хайтеком», по нему информации нет вообще. Причём на одинаковых с виду машинах встроенные гаджеты могут очень сильно отличаться даже в той же самой комплектации. Что завезли на конвейер в конкретный день то и поставили.
Положим, закон будет принят — всех официально присутствующих в РФ производителей обяжут открыть свои база данных по запчастям. На русском языке, естественно, как это устроено со всеми остальными брендами. На худой конец, на английском. И что, все вот так сразу послушаются?
Тут стоит вспомнить историю с «обязательной» установкой на все официально поставляемые в РФ авто системой ЭРА-ГЛОНАСС и «тревожной кнопки» УВЭОС.
Китайцам это просто не нужно, более того, они не хотят нарваться на «вторичные» санкции США — российская спутниковая система признана штатниками «вражеской». А основные экспортные поставки авто из КНР идут именно в Америку… В общем, в КНР выполнять российские законы отказались, они им не указ.
После чего монтировать ЭРА-ГЛОНАСС-УВЭОС де-юре обязали ОД, но потом всё как-то и вовсе заглохло. Вроде как действует (или уже нет…) некий мораторий на установку данной электроники, но для физических лиц. Или уже не только? Однако в ГАИ ставят на учёт авто и без означенного «хайтека», его наличие или отсутствие никого не интересует, это даже не смотрят.
По сути, ситуация с поставками китайских машин в РФ до боли напоминает обстановку в советской торговле — берите то, что дают. Есть претензии? Ну, тогда не берите, никто настаивать не станет. В общем объёме экспорта автопрома Поднебесной на нашу страну приходится всего несколько процентов, их потерю китайцы даже не заметят.
Напротив, в РФ полное отсутствие новых машин — как легковых, так и грузовых — вызовет самый настоящий взрыв. Поэтому ничего не изменится, и проблемы с ремонтом авто из КНР будут только усугубляться. Россия в плане автомобилей стоит с протянутой рукой.
Решение проблемы есть — нужно развивать отечественный автопром. За те два с половиной года, что уже прошли с начала СВО, можно было отстроить несколько крупных автозаводов и десятки производств по выпуску автокомпонентов. Но ничего не сделано, отсутствуют даже подобные планы. Чиновники несут концептуальную «пургу» по поводу и без, и не более того.