Когда нужно мотор крутить мотор до отсечки: что необходимо знать
Подавляющее большинство автомобилей, которые эксплуатируются в черте города, находятся в достаточно тяжелых условиях. Короткие поездки, постоянные остановки и последующий разгон, рваный темп езды, низкая скорость и невысокие обороты негативно сказываются на основных узлах и агрегатах автомобиля — двигателе, трансмиссии, ходовой части.
Что касается двигателя, часто можно услышать, что рекомендуется периодически раскручивать мотор до высоких оборотов или даже крутить двигатель до отсечки. Также существует и прямо противоположная рекомендация, что двигатель намного дольше прослужит, если ездить на преимущественно низких и средних оборотах (2-2.5 тыс. об/мин на бензине и около 1000 об/мин на дизеле).
Важно! Как низкие, так и высокие обороты снижают ресурс силового агрегата. При этом в процессе эксплуатации рекомендуется периодически раскручивать двигатель почти до отсечки (желтая зона на тахометре). Делается это для «очистки» цилиндров двигателя и свечей зажигания от нагара, повышения давления в масляной системе и очистки ее каналов. Что касается турбомоторов, также полезно периодически повышать обороты для «чистки» турбины.
При этом важно повышать обороты правильно, не допуская резких перегрузок. Также важно, чтобы двигатель и его системы были полностью исправны. В противном случае решение «раскрутить» мотор может привести к поломкам и сбоям. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Как ресурс двигателя зависит от оборотов
Итак, одни водители считают, что если ездить на оборотах не выше 2–3 тыс., двигатель будет изнашиваться минимально. На самом деле это не так. Прежде всего, нагрузки на КШМ (кривошипно-шатунный механизм) никуда не исчезают, также достаточно высоким остается и давление поршня на стенку цилиндра.
При этом масляный насос двигателя имеет сниженную производительность на низких оборотах. Конечно, в исправном моторе сухого трения не произойдет, однако частичное масляное голодание в нагруженных парах вполне может возникать. Результат – ускоренный износ вкладышей коленвала, поршневых колец, появление дефектов на зеркале цилиндра и т.д.
Особенно это актуально в том случае, если двигатель работает «в натяг». Например, водитель движется на подъеме, сильнее давит на педаль газа, но не понижает передачу. При этом обороты не высокие, скорость движения также может не соответствовать выбранной передаче.
В таких условиях машина почти не разгоняется, мотор «не тянет», но и обороты низкие. Так вот, важно понимать, что даже с учетом низких оборотов, двигателю в таком режиме крайне тяжело, происходит сильное уменьшение ресурса ДВС.
Параллельно езда на низких оборотах приводит к тому, что мотор внутри быстро обрастает нагаром. Такой нагар в двигателе (кокс) неизбежно откладывается в процессе горения топлива. При этом на малых оборотах углеродистые отложения плохо сгорают и не выводятся из двигателя с выхлопными газами.
Чем полезны высокие обороты для двигателя
Прямая противоположность — крутить мотор до 6 тыс. об/мин и выше. Как утверждают некоторые эксперты, на высоких оборотах повышается давление масла, растет температура в цилиндрах, удаляется нагар и отложения. Происходит так называемая «самоочистка» двигателя. Если раскрутить мотор, высокая температура в камере сгорания позволяет выжечь нагар, камеры сгорания очищаются.
Также высокие обороты полезны для турбированных двигателей в целом и турбокомпрессора в частности. Дело в том, что температура отработавших газов и их общее количество растет только с повышением оборотов, при этом срабатывает перепускной клапан, начинает активно работать система управления геометрией турбины (при наличии такой системы). При этом указанные системы не работают на низких оборотах, что приводит к ухудшению подвижности механических элементов.
Однако важно понимать, что крутить двигатель до отсечки также будет означать уменьшение его ресурса. В таком режиме двигатель испытывает высокие нагрузки, может произойти разрыв масляной пленки в парах трения, что приводит к сухому трению со всеми вытекающими последствиями.
Параллельно на высоких и максимальных оборотах сильно увеличивается температура в камере сгорания. Если залито топливо низкого качества, может возникать детонация двигателя, страдает каталитический нейтрализатор и т.д. По этой причине нужно знать, как нагружать двигатель правильно и когда это нужно делать.
Раскручиваем двигатель правильно
Как правило, в периодическом повышении оборотов двигатель нуждается в зимний период. Рекомендуется крутить мотор в холодное время года чаще по причине того, что из-за коротких поездок в моторном масле конденсируется больше влаги и качество смазки ухудшается. Это значит, что маслу также нужен периодический погрев.
- Итак, очистка мотор и прогрев достигается после выхода двигателя на рабочие температуры, после чего можно повысить обороты мотора и продолжить движение на таких оборотах. Крутить двигатель до отсечки на холостых оборотах нельзя! Также запрещено повышать обороты выше средних до того момента, пока двигатель полностью не прогреется.
После прогрева ДВС нужно проехать еще около 5-6 км, чтобы прогреть масло в трансмиссии. После того, как смазка в коробке и двигателе будет прогрета, можно приступать к повышению оборотов. Оптимально делать это на прямом отрезке дороги, без спусков и подъемов. Следует быть готовым к тому, что на высоких оборотах двигателя (около 5000 об/мин.) придется проехать не менее 30 мин, скорость должна быть около 80-100 км/ч.
- Для большинства МКПП для выхода на обороты выше средних нужна третья передача. В случае с автоматической трансмиссией повышение передач выше 3 или 4 придется заблокировать или перейти на АКПП в спортрежим, когда коробка сама держит максимальные обороты и не переключается выше. Также можно воспользоваться функцией ручного переключения передач селектором или подрулевыми лепестками (если подобные решения имеются на конкретном авто с автоматом).
- Начав движение, нужно плавно набрать нужную скорость и двигаться с такой скоростью и оборотами, минимизировав остановки и переключения передач. Другими словами, важно добиться линейного движения на высоких оборотах, без перегазовок, замедлений и ускорений и т.п.
Еще отметим, что в случае с дизельным двигателем общие рекомендации аналогичны. Единственное, высокие обороты для дизеля в данном случае будут не выше 3.5-4 тыс. об/мин, так как дизельный мотор изначально менее высокооборотистый, чем бензиновый.
Полезные советы
Как видно, ответ на вопрос, крутить или не крутить двигатель, будет утвердительным. При этом есть определенные ограничения, на которые следует обращать внимание:
- нет смысла крутить мотор до отсечки (достаточно 5-5.5 тыс. об/мин для бензина и 4 тыс. для дизеля);
- ездить на высоких оборотах нужно не постоянно, а только периодически совершать подобные поездки;
- перед раскруткой мотора, в двигателе должно быть свежее масло, все узлы и агрегаты авто должны быть исправны и обслужены;
- кратковременное повышение оборотов не дает положительного эффекта, нужно проехать определенное время на высоких оборотах;
Также добавим, что если машина часто ездит по трассе на дальние расстояния на оборотах средних и выше средних, в раскрутке мотора до высоких оборотов или до отсечки может не быть смысла. Другими словами, длительная езда по трассе сама по себе позволяет мотору очиститься от нагара и закоксовок. Главное, чтобы водитель ездил на повышенных, а не предельно низких оборотах для экономии горючего.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как очистить двигатель от нагара. Из этой статьи вы узнаете, что такое раскоксовка двигателя, когда она нужна и как сделать раскоксовку мотора своими руками.
Перед запланированной «прожаркой» двигателя высокими оборотами важно, чтобы в бак было залито качественное топливо. На практике часто встречаются случаи, когда в обычных режимах езды даже горючее среднего качества никак себя не проявляет, однако на высоких оборотах на таком топливе уже может загореться «чек», появляются ошибки по катализатору и т.п.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что как минимальные обороты, так и обороты до отсечки изнашивают силовой агрегат. В свою очередь, от низких оборотов мотору нет никакой пользы, тогда как раскручивать двигатель до отсечки или чуть меньше периодически нужно.
Главное, делать это правильно и учитывать все нюансы, рассмотренные выше. Игнорирование правил может привести к тому, что решение крутить двигатель до отсечки может стать причиной непредвиденных поломок. На этом фоне весь положительный эффект от «прожарки» силового агрегата будет полностью нивелирован.
Рекомендуем также прочитать статью о том, когда менять масло в двигателе. Из этой статьи вы узнаете, какие факторы влияют на ресурс моторного масла, а также когда оптимально выполнять замену масла в двигателе автомобиля.
Еще следует отметить, что в рамках повседневной эксплуатации нужно ездить, как минимум, на средних оборотах. Это значит, что без необходимости лучше не повышать передачу и держать обороты чуть выше. С двигателем ничего не случится, так как такой режим работы считается оптимальным. В случае с АКПП для повышения оборотов можно перейти в режим ручного управления для самостоятельного управления коробкой передач.
По указанным выше причинам динамичная эксплуатация двигателя более предпочтительна, так как нагрузка сменяется динамически. Также периодически нужно крутить двигатель до предмаксимальных оборотов (не обязательно прямо в отсечку) для удаления кокса из камеры сгорания, а также прочистки тонких масляных каналов.