Коробка передач с двойным сцеплением: устройство, принцип работы, особенности
Появление трансмиссии, которая сочетает в себе удобство автоматической коробки передач и топливную экономичность, свойственную механической коробке, стало настоящим достижением в автомобилестроении. Речь идет о КПП с двойным сцеплением.
Обеспечение такого же плавного переключения передач, как у автоматической трансмиссии при лучшей топливной экономичности позволило коробке передач с двойным сцеплением захватить значительную долю рынка. Чтобы понять, почему два сцепления обеспечивают такую же плавность переключения, как и автоматическая коробка передач, далее рассмотрим принцип работы устройства.
Содержание статьи:
Устройство КПП с двойным сцеплением
Итак, КПП с двойным сцеплением — это фактически две независимые роботизированные механические коробки передач в одном корпусе, управляемые компьютером (ЭБУ). Одна коробка имеет четные скорости, тогда как другая нечетные.
Пока автомобиль движется на одной из передач, следующая уже выбрана и ожидает включения.
В момент переключения сцепление, которое было задействовано, размыкается, в то же время быстро подключается второе. Результат- момент переключения и смены передачи занимает доли секунды.
Основные элементы устройства двух сцеплений:
- мехатроник— электромеханическое устройство для управления работой дисков сцепления;
- кассета дисков сцеплений;
- корпус (с масляной ванной либо сухой).
Типы двойного сцепления
Прежде всего, первой появилась коробка, где имеется так называемое «мокрое» сцепление (два пакета фрикционных дисков в масле, размещенные в корпусе).
Концентрическое расположение пакетов фрикционных дисков применяется в трансмиссии автомобилей, оборудованных передним приводом. Параллельное расположение пакетов фрикционных дисков чаще всего применяется в трансмиссии автомобилей, оборудованных задним приводом.
Основные составляющие «мокрого» сцепления:
- входная ступица;
- главная ступица, ступица первой и второй муфты;
- ведущий диск;
- пакет дисков первой и второй муфты;
- диафрагменная пружина и витковая пружина;
- поршень;
- гидроцилиндр первой и второй муфты;
- первичный вал первого и второго ряда.
Следующим этапом стало «сухое» сцепление (два сухих диска сцепления, расположенные на первичных валах коробки). Особенность такого типа двойного сцепления – независимая друг от друга работа каждого из сцеплений.
Основные составляющие «сухого» сцепления:
- два первичных вала;
- два выжимных подшипника;
- две диафрагменные пружины;
- два нажимных диска;
- ведущий диск;
- два диска сухого сцепления;
- двухмассовый маховик.
Достоинства «мокрого» и «сухого» сцеплений следующие:
- «мокрое» сцепление применяется для передачи большего крутящего момента, так как имеет лучшее охлаждение;
- в «сухом» сцеплении на привод масляного насоса отсутствуют потери мощности ДВС.
Область применения двойного сцепления сегодня обширна. Благодаря разработкам компаний Porsche и Audi (спортивные автомобили) двойное сцепление в конструкции КПП начали применять с 1980 года. На сегодня производителей двойного сцепления не много, это обусловлено высокой технологической сложностью конструкции.
Вот некоторых из них: BorgWarner («мокрое» сцепление для Volkswagen); Ricardo (коробка передач для Bugatti Veyron); Luk («сухое» сцепление для Volkswagen), ZF (коробка передач для Porsche) и др.
По своей надежности и безотказности среди аналогов признанным лидером на рынке КПП с двойным сцеплением является концерн Volkswagen. Некоторые компании в конструкции своих КПП используют компоненты разных производителей, например MDCT от BMW- КПП от Getrag с двойным сцеплением от BorgWarner.
Примеры коробок с двойным сцеплением:
- DSG от Volkswagen;
- Powershift от Ford;
- Speedshift от Mercedes-Benz;
- M DCT от BMW;
- S-Tronic от Audi;
Коробка передач с двойным сцеплением: плюсы и минусы
Коробка с двойным сцеплением имеет ряд преимуществ и недостатков. Рассмотрим некоторые из них. Если говорить о преимуществах, тогда можно выделить:
- экономичность;
- плавность переключения скоростей;
- хорошую динамику;
- возможность устанавливать «мокрое» двойное сцепление на автомобили с мощными двигателями.
Рекомендуем также прочитать статью о том, в чем отличие коробки DSG от Powershift. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и отличиях указанных типов КПП, а также что лучше, ДСГ или Повершифт.
Недостатки КПП с двойным сцеплением:
- высокая технологическая сложность конструкции;
- дорогостоящий ремонт и обслуживание;
- при динамичной езде на «сухом» сцеплении могут проявляться посторонние шумы и рывки.
- сниженный ресурс по сравнению с другими видами АКПП;
Что в итоге
Технология с двумя сцеплениями технически продвинутая и современная. Коробка передач с двойным сцеплением позволяет эффективно передать максимум крутящего момента от ДВС. Передачи переключаются быстро, практически нет разрыва потока мощности.
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем плоха коробка DSG. Из этой статьи вы узнаете об основных минусах и недостатках ДСГ, а также в каких случаях данная КПП показана к приобретению или же от покупки машины с DSG лучше отказаться.
Однако с учетом сложности такой КПП, дороговизны и недолговечности отдельных узлов данная трансмиссия может считаться оптимальным решением только на новых автомобилях, которые еще находятся на гарантии.
В том случае, если пробег превышает отметку в 100-150 тыс. км., следует быть готовым к серьезным затратам, которые потребуются в рамках комплексного обслуживания и даже вероятного ремонта КПП данного типа.