Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

0 284

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

Гильза блока цилиндров является одной из деталей, относящихся к поршневой  группе двигателя внутреннего сгорания. Учитывая особенности ее работы в агрессивной среде, гильза подвержена воздействию высоких температур, перепадам давления и детонации, в результате чего в процессе эксплуатации могут возникнуть повреждения и дефекты гильзы блока цилиндров.

Именно эти дефекты  необходимо незамедлительно диагностировать и устранить во избежание более серьезных проблем с ДВС. В этой статье мы рассмотрим несколько основных эксплуатационных дефектов гильз блока цилиндров, причины возникновения таких дефектов и способы их устранения.

Дефекты гильз блока цилиндров

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

Итак, среди основных дефектов, связанных с гильзой, следует выделить:

  • износ внешней поверхности гильз;
  • образование трещин в гильзах блока цилиндров;
  • излом бурта гильзы блока цилиндра;
  • дефект внутренней поверхности гильзы (зеркало);

Износ внешней поверхности гильз достаточно распространен. Большая часть внешней поверхности гильзы БЦ находиться в контакте с охлаждающей жидкостью. Из-за вибрации гильзы при работе двигателя возникают пузырьки, которые взрываются у наружной стенки гильзы, этот процесс называемый кавитацией и приводит к кавитационному изнашиванию, а также коррозионным процессам.

Вибрация и коррозия вызывают появление микротрещин в гильзе, через которые под воздействием высокого давления охлаждающая жидкость проникает в картер двигателя и образовывает эмульсию в моторном масле.

Устранить  такой дефект можно путем наложения полимерных композитов на поврежденные участки. Но, к сожалению, такой ремонт не даст полной гарантии, что проблема будет полностью устранена. Возможно, в ближайшем будущем потребуется все-таки заменить гильзу.

Чтобы не допускать коррозионных процессов и кавитационного изнашивания внешних стенок гильзы, автовладельцу необходимо  применять  только качественные специальные охлаждающие жидкости (антифризы или ТОСОЛы), часто рекомендованные самим производителем ДВС.

  • Также частой неполадкой является образование трещин в гильзах блока  цилиндров. Зачастую, трещины в ГБЦ и БЦ появляются в результате неправильной эксплуатации агрегата (длительная работа двигателя на повышенных оборотах, использование топлива, не рекомендованного  производителем силовой установки и т.д.).  

Немаловажным фактором в проявлении дефекта является резкое изменение скорости  вращения коленчатого вала двигателя до отсечки на непрогретом моторе, а также использование некачественных смазочных материалов, охлаждающих жидкостей.

Еще следует упомянуть ремонт ДВС, проведенный на СТО с несоблюдением технических норм по данному силовому агрегату. Нельзя исключить и случаи появления трещин в гильзах блока цилиндров, обусловленных браком при производстве изделия на заводе-изготовителе.

Косвенными симптомами описанного дефекта могут быть:

  • нарушение температурного режима мотора при рабочем термостате;
  • субъективное ощущение уменьшение мощности  ДВС;
  • появление в моторном масле эмульсии, а также эмульсия в расширительном бачке;
  • запах выхлопных газов из расширительного бачка;

Указанные признаки могут стать причиной обращения  на квалифицированное СТО с целью проведения углубленной диагностики и выявления возможных трещин в гильзах блока цилиндров.

Основным методом выявления трещин являются: рентгенография и метод определения трещин посредством красящих химических растворов. В случае выявления дефекта, основным и единственным методом устранения является замена гильзы, поскольку дефектная гильза с трещиной ремонту не подлежит.

Излом бурта гильзы блока цилиндров

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

Седло бурта — округлое гладкое углубление, расположенное  в  блоке цилиндра двигателя и фиксирующее  гильзу в блоке. Чтобы гильза полностью прилегала по всему периметру седла, буртик должен сидеть точно в углублении. В верхней части блока цилиндров устанавливается прокладка головки блока, которая должна прилегать точно к верхней части седла буртика.

При затяжке болтов головка блока сильно прижимается к блоку цилиндров, при этом прокладка между ними должна выдержать максимальное давление. Именно через болты и прокладку передается большое усилие на седло буртика. По этой причине очень важно, чтобы усилие передавалось через прокладку на седло строго вертикально.

Излом бурта гильзы блока цилиндров может являться следствием:

  • перекоса в области седла буртика гильзы;
  • нарушения технологии обработки при ремонте и восстановлении гильз блока цилиндров;
  • неподходящей по высоте и размерам прокладки ГБЦ;
  • наличия посторонних частиц между гильзой блока цилиндра и буртом (стружка, уплотняющие средства, остатки старой прокладки и т.д.).

Чтобы не допустить излома бурта гильзы необходимо во время сборки  мотора:

  • обеспечить чистоту обработки поверхностей бурта и блока цилиндров;
  • убедиться в качестве устанавливаемых под гильзами колец;
  • толщина прокладки ГБЦ должна соответствовать техническим требованиям по данному изделию.

Во время установки головки блока цилиндров необходимо выполнять протяжку болтов динамометрическим ключом с усилием, указанным в технической документации, согласно правильной последовательности  протяжки болтов при установке ГБЦ.

Способы устранения дефекта гильзы будут зависеть от степени повреждения  бурта ГБЦ. Как правило, используют приваривание к гильзе полоски из стали, либо практикуется замена гильзы.

Если своевременно обнаружить дефект гильзы и устранить его, тогда в дальнейшем можно избежать более серьезных последствий, а также сэкономить на ремонте двигателя. Дело в том, что при наличии дефектов гильзы во время активной эксплуатации ТС часто из строя выходит сам поршень, шатун коленвала и т.д.

Дефект внутренней поверхности гильзы

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

При  эксплуатации транспортного средства на запыленных дорогах и в промышленных городах через воздушный фильтр или негерметичное соединение воздуховодов, а также с грязным топливом и плохо отфильтрованным моторным маслом частицы пыли попадают в цилиндры ДВС.

Результат — воздействие на зеркало гильзы с эффектом наждачной бумаги (царапины и задиры на зеркале гильзы). Со временем царапин становится больше, далее герметичность прилегания поршневых колец к зеркальной стенке гильзы критически уменьшается,  что приводит к падению компрессии в цилиндре.

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется расточка и гильзовка блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о том, какие нюансы и особенности следует учитывать в рамках проведения указанных операций.

Восстановить зеркало внутренней поверхности гильзы возможно методом хромирования, а в случаях критического износа поверхности гильзы, который нельзя устранить этим методом, потребуется замена поврежденной гильзы.

С целью предотвращения попадания абразива в цилиндры ДВС, владельцу автомобиля необходимо проводить  ТО согласно строго определенного регламента. При проведении ТО нужно акцентировать внимание на проверке герметичности  соединений воздуховодов, а также использовать рекомендованные производителем масла и фильтры. 

 

Подведем итоги

Учитывая вышесказанное, гильза блока цилиндров —  деталь ЦПГ, которая в значительной степени подвержена воздействию высоких температур, вибраций и детонационных нагрузок. Поэтому заметно увеличен риск возникновения разного рода дефектов, которые могут повлечь за собой дорогостоящий ремонт двигателя.

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие преимущества и недостатки имеет гильзованный двигатель. Из этой статьи вы узнаете о том, для чего необходимо гильзование блока, а также какие сильные и слабые стороны имеет подобное решение.

Как правило, в случаях, когда владелец транспортного средства сталкивается с описанными выше проблемами, настоятельно рекомендуется отказаться от попыток самостоятельного или кустарного ремонта (гильзовки или перегильзовки блока в гаражных условиях).

В подобной ситуации оптимально воспользоваться помощью квалифицированных специалистов и провести дефектовку, так как непрофессиональный ремонт или  замена гильз блока  цилиндров не по технологии  может существенно сказаться на сроке службы и стабильности работы ДВС.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.