Модуль зажигания ВАЗ: проверка модуля зажигания
Одним из основных элементов системы зажигания автомобиля, без которого не возможно воспламенения горючей смеси в цилиндрах ДВС, является модуль зажигания. Формируя импульсы высокого напряжения, благодаря чему создается искра на свечах зажигания, модуль обеспечивает воспламенение топливной смеси в определенный момент времени.
Такой момент определяется предварительной настройкой, соответствующей заводским параметрам. Изменение этих параметров в процессе эксплуатации автомобиля может привести к проблемам в работе двигателя, возникновению серьезных неисправностей (вплоть до выхода из строя ДВС).
Далее мы рассмотрим устройство и принцип действия модуля на примере ВАЗ 2114, определим основные причины неисправности и способы их устранения, а также опишем несколько методов проведения диагностики.
Содержание статьи:
Модуль зажигания: основные типы
Модуль зажигания – достаточно небольшой по размерам, однако конструктивно сложный электротехнический механизм. Питание модуля происходит от бортовой электросети, отрицательная клемма крепится к корпусу.
Из всего представленного сегодня на рынке многообразия таких модулей можно выделить несколько модифицированных моделей для ВАЗ следующего типа:
- блочные (модули могут иметь несколько катушек, рассчитанных на работу со всеми цилиндрами одновременно);
- раздельные (модули имеют одну катушку, рассчитанную на зажигание одной свечи).
Обратите внимание, катушки блочных модулей, устанавливаемые на модель ВАЗ 2114, могут работать по одной на пару свечей зажигания.
Модуль зажигания ВАЗ 2114: конструктивные особенности и принцип работы
Само устройство небольшого размера(110х117х70 мм), состоящее из пластикового корпуса, с двумя катушками зажигания, имеет четыре выхода на высоковольтные провода, в том числе два выхода управления зажиганием:
- первого, четвертого цилиндров;
- второго, третьего цилиндров.
Основные составляющие модуля:
- два электронных блока управления;
- два высоковольтных трансформатора.
Основные составляющие катушек модуля зажигания:
- сердечник;
- клеммы с низковольтным напряжением;
- первичная и вторичная обмотки;
- провода высоковольтного напряжения.
Электронный модуль (управление работой механизма осуществляет специальный контроллер, считывающий информацию с датчиков ДВС) не имеет подвижных элементов и не требует регулировок.
Рассматривая модуль зажигания 2114, его принцип работы следующий. Модуль зажигания ВАЗ 2114 питается от бортовой сети (напряжение 12 В), управляется контроллером. Контроллер, рассчитывая силу импульса, подаваемого на катушки зажигания, учитывает данные, полученные с датчика скорости вращения коленчатого вала, датчика детонации двигателя, расходомера и датчика температуры охлаждающей жидкости.
Оптимальный температурный диапазон корректной работы модуля зажигания находится между величинами от -40 градусов до +130 градусов по Цельсию. Температуры, выходящие за предельные величины, негативным образом повлияют на работу модуля зажигания, вплоть до выхода его из строя.
Зажигание ВАЗ 2114: основные неисправности
Обладая высоким показателем надежности, модули зажигания, устанавливаемые на модель ВАЗ 2114, все же со временем могут работать некорректно или выходить из строя. Причин может быть много:
- неподходящие параметры установленных компонентов;
- достаточно низкое/высокое сопротивление высоковольтных проводов (выход из строя катушки);
- неправильно подобраны свечи (поломка катушки и других элементов) и т. д.
Признаки неисправностей модуля зажигания:
- некорректная работа парных цилиндров (первый и четвертый или второй и третий);
- плавающие холостые обороты ДВС;
- при разгоне автомобиль плохо набирает обороты;
- снижение или отсутствие тяги двигателя, падение мощности, увеличение расхода горючего и т.п.
Поскольку описанные выше признаки неисправностей модуля могут быть признаками неисправностей других узлов (свечей зажигания, высоковольтных проводов и т.д.), перед тем как приступить к ремонтным работам, необходимо сделать проверку модуля зажигания.
Модуль зажигания ВАЗ: проверка разными способами
Существует несколько способов проверки модуля зажигания:
- посредством тестера, выставленного в режим «омметра», измеряется сопротивление на высоковольтных проводах, идущих к первому, четвертому и второму, а также третьему цилиндрам (показатели должны быть одинаковыми в обоих случаях и находиться в пределах от 5.2 до 5.5 ОМ, более точные цифры указаны в технической документации автомобиля);
- посредством механического воздействия на устройство в режиме работающего двигателя (подергав колодку проводов и сам модуль, слегка по нему постучав, двигатель должен работать без каких либо рывков и стуков);
- установка с другого автомобиля рабочего модуля зажигания с такими же параметрами.
Как проверить модуль зажигания ВАЗ: тестирование колодки проводов
Перед проверкой модуля зажигания необходимо протестировать колодку проводов, подключаемую непосредственно к модулю. Для проведения тестирования самостоятельно необходимо иметь: контрольную лампочку и прибор для тестирования (тестер, мультиметр). Порядок выполнения:
- отсоединив блок с проводами, подсоединить один щуп тестера на контакт колодки «А», другой на массу ДВС;
- включив зажигание, обратить внимание на показания прибора (показания должны быть в пределах 12В).
- проверить предохранитель на модуль зажигания (в случае отсутствия напряжения);
- с помощью контрольной лампочки и двух проводов проверить целостность цепи на предмет обрыва, попеременно протестировав контакты «В» и «А» посредством включения стартера.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как определить состояние свечей зажигания и двигателя автомобиля по виду свечей. Из этой статьи вы узнаете, на что указывает вид свечей зажигания, по каким признакам можно определить неисправности свечей и т.д.
Также в процессе диагностики может быть выявлено, что катушка ВАЗ 2114 неисправна и нужна ее замена. Для замены катушки модуля зажигания необходимо выполнить ряд действий:
- отключить минусовую клемму аккумулятора (использовать кнопку отключения массы);
- сняв колпачки с наконечниками со свечей зажигания, отсоединить низковольтный управляемый контур;
- вынув высоковольтные провода из катушки, проверить, нет ли повреждений;
- открутить крепежные болты корпуса модуля;
- снять с двигателя модуль с кронштейном;
- демонтировав кронштейн, установить новую катушку в обратном порядке, не путая высоковольтные провода местами.
Обратите внимание, если возникли проблемы с зажиганием ВАЗ 2114, модуль зажигания, проверка всей системы и отдельных элементов являются обязательными этапами диагностики.
Если причина была выявлена, повторную проверку системы зажигания проводят при работающем двигателе. Если двигатель работает некорректно, значит, после ремонта неполадки в системе зажигания не исчезли.
В этом случае нужно убедиться в исправности установленных компонентов, а также исключить ошибки, которые могли быть допущены в процессе монтажа. Также сама причина поломки может быть определена неверно и т.д. В такой ситуации повторно проводится комплексная диагностика системы зажигания двигателя.
Что в итоге
Как видно, проверка модуля зажигания зачастую позволяет быстро обнаружить и устранить поломку. При этом выйти из строя может как сам модуль, так и другие элементы системы зажигания.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется поверка бронепроводов зажигания. Из этой статьи вы узнаете, как проверить высоковольтные провода системы зажигания двигателя, а также на что обратить внимание при диагностике ВВ — проводов.
По этой причине нужно знать, как проверить свечи зажигания, высоковольтные провода и т.д. Немаловажным фактором является и правильный подбор свечей зажигания для того или иного двигателя.