Европротокол: Почему без бумаги с подписью место происшествия лучше не покидать
Страховое лобби выдвинуло новую инициативу, направленную на минимизацию выплат — в случае ДТП на портале «Госуслуги» можно будет оформить так называемый «Европротокол онлайн». Вроде как удобно, всё для блага народа, не нужно ждать инспектора ГАИ. Однако опытные водители и сейчас не ведутся на этот самый «европротокол», даже в бумажном виде. Слишком уж много «подводных камней».
Пока алгоритм такой:
— Есть фото, нет разногласий — максимальный размер выплат по ОСАГО может составить до 400 000 рублей.
— Есть фото, есть разногласия — до 100 000 рублей.
— Нет фото, нет разногласий — до 100 000 рублей.
— Нет фото, есть разногласия — оформлять «европротокол» не следует, лучше вызвать ГИБДД.
Собственно, так действие системы «европротокол» объясняет портал «Госуслуги». Там же растолковывается, как сделать некую «фотофиксацию», однако сие непросто — требуется специальное приложение, а также наличие подключённого к интернету смартфона. Там, где нет связи, соответственно, этой «фотофиксации» не будет. А просто снимки с вашего телефона, видимо, учтены не будут. То есть это вариант «нет фото».
Почему так? Дело в том, что даже записи с видеокамер в РФ не служат доказательством на суде. «Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда» (часть 2 статьи 55 ГПК РФ).
А нарушения всегда можно обозначить. Например, согласно статье 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». И всё, хана…
Неважно, что на записи злоумышленник бегает с оружием и пытается вас убить — вы не имели права его снимать, он на это согласия не давал! Потому при оформлении «европротокола» юристы советуют брать с потерпевшего расписку, что претензий у него нет.
«Если вы виновник ДТП, оформляете «европротокол», а разногласий с потерпевшим нет, то нужно это зафиксировать документально. Составить бумагу с такой формулировкой: «Я (ФИО, паспортные данные потерпевшего) не имею финансовых претензий к виновнику ДТП (ФИО, паспортные данные (ФИО, паспортные данные виновника) относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «европротокола»».
В противном случае при превышении стоимости ремонта «недостача» будет за ваш счёт, её взыщут по решению суда. Стопроцентной защиты это не даст — такая уж у нас правовая система — но всё же лучше, чем ничего.
Но не вздумайте оформлять аварию при помощи всяких там мобильных приложений, они совершенно незаконны. Тут можно очень крупно влететь, в том числе остаться без прав, да и уголовную ответственность никто не отменял, — объясняет совладелец столичной юридической компании Михаил.
Почему так? А потому, что именно сейчас Госдума лишь только собирается принять в первом чтении законопроект, который вводит возможность оформить ДТП на портале «Госуслуги» при наличии полиса ОСАГО.
Несмотря на то, что такая опция там вроде как есть, имеются и эти самые приложения — «Госуслуги Авто», «Помощник ОСАГО», «ДТП. Европротокол» и не только.
Получается, что они сейчас напрочь незаконные, и оформлять через них ДТП — то же самое, если вы примените для этого некую игрушку, скаченную на смартфон. Никакой юридической силы данные действия иметь не будут, фото тоже можно оспорить по описанной выше методике. И при желании вас могут за подобные деяния покарать. Вплоть до «оставления места ДТП» — ведь документов о том, что вы оформляли происшествие, нет!
Зачем всё так сделано, почему лошадь бежит впереди телеги? По идее, сперва нужен закон, а только потом — программы. Но никак не наоборот. А тут всё предельно просто. Сейчас идёт «раскрутка» программного обеспечения, народ к нему приучают. Пока довольно безуспешно, но пытаются. А законность? Этот момент никого не волнует.
«Подавляющее большинство граждан, к сожалению, боятся самостоятельно оформлять ДТП через все эти приложения. Многие, попав в аварию, вызывают комиссаров, если не хотят дожидаться сотрудников Госавтоинспекции. Более того, во многих городах сами инспекторы направляют их на место аварии, чтобы они помогали оформлять происшествие. Водители же в таких ситуациях теряются, не знают, что и как делать, куда обращаться и так далее. Вторая ситуация: они боятся допустить ошибку, в связи с которой могут остаться без страховой выплаты», — объясняет автоюрист Лев Воропаев.
В переводе на русский — народ подозревает, что дело ту нечисто, и предпочитает не рисковать. Правильно подозревает.
Более того, система глючит, и всё оформление — даже если оно и состоится — может в любой момент обнулиться. А бумажки — они материальные, и на них есть подпись «государева человека», то есть инспектора ГАИ.
«Водитель Audi Q5 повредил дверь моей машины. У меня не было с собой бланков „европротокола“ ОСАГО, я установил приложение „ДТП Европротокол“ (указанный в Google Play владелец программы — Российский союз автомобилистов — „СП“), и мы попытались оформить ДТП в электронном виде, полагая, что эта система работает. Приложение без проблем установилось на смартфон, однако с регистрацией и авторизацией в нем возникли проблемы — программа просто неоднократно отключалась, вылетала. Перезапуск программы и перезагрузка смартфона наладить работу программы не помогли», — рассказывает о личном опыте вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Но все глюки и прочие — это мелочи. Первый момент очевиден, отсутствие закона. Второй — когда закон примут, что не менее очевидно, наше будущее — «беззаконие в законе».
Автовладелец будет вынужден напрямую, минуя госструктуры, общаться со страховыми компаниями, то есть исчезнет даже номинальный контроль со стороны властей. Хочу плачу, хочу — не плачу, всё просто.