Можно ли заливать в двигатель нерекомендованное моторное масло
фото: tarantas.news
«За рулем» выяснил, можно ли заливать в ДВС нерекомендованное моторное масло
Считается, что заливать в двигатель масло, не имеющее рекомендации автопроизводителя, безрассудно. Возникает вопрос – а что, собственно, произойдет? На этот вопрос ответили специалисты автомобильного журнал «За рулем». Они выяснили, можно ли заливать в двигатель нерекомендованное масло.
Содержание статьи:
На что обратить внимание
В идеале моторное масло должно иметь пометку «Одобрено» (Approved). Это означает, что производитель лубриканта предоставил свой продукт автокомпании и оплатил испытания, которые масло выдержало. Чаще же встречается пометка «Соответствует» (Meets), а это уже маркетинг: допусков автопроизводителя данный продукт не получал, однако изготовитель полагает, что он подходит для этих силовых агрегатов.
Лучший подход к выбору моторного масла — знакомство с инструкцией по эксплуатации транспортного средства. Там приводятся требования по ACEA, API, ILSAC и так далее. В первую очередь нужно соблюдать указания по вязкости SAE и по категории масла — SN, SP и так далее. Поиск брендированных канистр с надписями конкретных автомарок, например, Honda или Volvo совсем не обязателен. Тем более что у многих автопроизводителей «своих» масел вообще нет — взять, к примеру, Infiniti или многих «китайцев».
Что произойдет, если проигнорировать указания автозавода?
Если речь идет о разовом подливе небольшого количества масла, то в целом можно лить что угодно. При длительной эксплуатации могут возникнуть проблемы. У каждого мотора имеются свои слабые места. Например, у многих агрегатов Volkswagen есть склонность к преждевременному образованию нагара на кольцах, а у моторов Nissan страдают клапаны. Проблемные места на Toyota и Ford — узкие масляные каналы, которые, к слову, теперь встречаются и у многих других производителей.
Переделывать мотор трудно и затратно для производителя, однако часть проблем удается решить благодаря правильному подбору масла. Основное следствие применения нерекомендованного лубриканта — ускоренный износ. Например, если производитель требует заливать малозольные масла, то не нужно использовать полнозольные Full SAPS — они снизят ресурс систем доочистки выхлопных газов, таких, как фильтр сажевых частиц (DPF).
Современные моторы имеют конструкцию с облегченной поршневой группой, тонкими кольцами и маленькими отверстиями для слива масла из поршня. Потому и требования к рабочей жидкости достаточно высоки — обычно не ниже SN. А если необходима вязкость 0W‑20, то не надо заливать «сороковку», так как узенькие каналы не смогут обеспечить необходимый объем прокачки масла для охлаждения.
Категорически неприемлема самодеятельность для турбированных агрегатов с непосредственным впрыском. В турбомоторах иногда возникает нежелательное раннее зажигание, называемое LSPI (Low-speed pre-ignition). Это явление удостоилось специальных тестов как в АРI, так и у автопроизводителей. Достоинства масел категории API SP состоят в том, что они почти не оставляют зольных отложений, что препятствует возникновению эффекта LSPI и детонации.
При этом состав базовых масел поддерживает минимальную вязкость для эффективного отвода тепла от поршней с малыми сечениями дренажных каналов. Масла API SP создавались для самых современных моторов, в которых прежние масла порой давали нежелательные эффекты.
Как выбрать масло для своего автомобиля?
Не нужно выискивать совсем уж неизвестные или самые дешевые масла. На данный момент на рынке России представлены более тысячи брендов смазочных материалов. Лидеры по общему объему — Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, Татнефть. Продукцию этих марок можно покупать прямо на фирменных АЗС. Кроме того, вырос импорт из Турции, Кореи и Юго-Восточной Азии. Выросли объемы поставок и менее известных европейских марок. Откровенный вред двигателю может причинить только поддельное моторное масло.
Руководитель Центра испытаний НАМИ, доктор технических наук Денис Загарин касаемо этой темы отметил, что неправильный подбор масел приводит к затруднению пуска при низких температурах, к повышению расхода топлива и самого масла, к снижению экологических параметров, а также к появлению отложений и повышенному износу деталей силового агрегата.
Увеличение вязкости относительно рекомендованной заводом приводит к масляному голоданию. Несоблюдение рекомендаций по характеристикам смазочных материалов способствует сокращению безремонтного пробега и повышает расходы на техническое обслуживание автомобиля.