Не нужны даже даром: почему электромобили в России — это утопия Автомобильный портал 5 Колесо
Электроны вместо углеводородов никак не обретут у нас привлекательность – а почему?
Еще совсем недавно электромобиль виделся всем эдаким транспортом будущего, обладание которым сразу снимет множество проблем с потребителя и заодно решит вопрос с загрязнением воздуха. Действительно, дорогущий бензин уйдет в историю, конструкция машины заметно упростится, а экологи останутся без работы: какие могут быть выхлопы без выхлопной трубы? Всем известный заокеанский миллиардер неожиданно придал мечтам реальные очертания – и вот уже один концерн за другим заявляют о полном отказе от ДВС в ближайшем десятилетии. Даже ВАЗ подтянулся, соорудив Lada e-Largus (знающие люди говорят — что из запчастей от Nissan Leaf). Обрел электротягу и китайский «Москвич», причем в этом году таких машин будет собрано 10 тысяч. Ну а пока московский завод еще не раскачался, липецкий проект по выпуску китайских «электричек» под маркой Evolute вышел на первое место по продажам в России.
А мы… недовольны! Почему, собственно?
Дорого, говорите? Да, не очень дешево. Но интересно было бы провести опрос населения, задав неожиданный вопрос: а даром взяли бы электромобиль? Ну, если не совсем даром, то, скажем за половину стоимости той же Лады? То есть по цене, которую самый жадный на свете покупатель не сможет назвать недоступной. Вот мы не уверены, что за «электричками» выстроится огромная очередь. Фирмы и фирмочки, которые развозят еду и товары из интернет-магазинов, наверное, купят: их городские пробеги относительно невелики, а розетку для подзарядки они у себя на базе всегда соорудят. Днем развозишь пиццу, ночью пожираешь дешевые киловатты – удобно.
Вторая категория возможных покупателей – обладатели загородных коттеджей, которым изредка нужно выбираться «в город». Опять-таки, пробеги небольшие, розетка в коттедже отыщется – нет проблем. Хотя вопрос экономии на зарядках здесь вряд ли стоит. У владельцев загородной недвижимости электромобиль может рассматриваться как вторая, а то и третья машина в семье.
А вот те мечтатели, которым нужно покрывать расстояния хотя бы километров в 300, уже сильно призадумаются. К примеру, из Москвы до Рязани и обратно уже можно и не добраться: электричество кончится, а зарядку надо еще поискать. Заявляемые «беспосадочные» пробеги в 500 км оставим для рекламы – это при идеальных условиях и попутном ветре. Да и то: доберетесь вы «до базы», а обратно как? Даже если чудесным образом вас будет ждать свободная зарядная станция, вам придется проторчать на ней не час и не два. Кстати, на больших скоростях заряд батареи тратится весьма интенсивно. В итоге проехали километров 200-300 с ветерком – и длительный «перекур». Так что про поездки на море и прочие автопутешествия по России лучше забыть. Пока доберетесь до моря, пол отпуска пройдет. А коли так, то и получается, что иметь электрическую машину есть смысл только как игрушку, а в серьезные поездки отправляться только на авто с ДВС. Кстати, если на дворе зима, то пробеги от зарядки до зарядки очень сильно сократятся…
Россия, в отличие от Европы, – страна огромная. Нас коротенькие пробеги в пару сотен километров устроить никак не могут. Напомним, также, что даже если понатыкать электрические зарядки с той же плотностью, что и нынешние АЗС, погоды это не сделает: полная зарядка занимает несколько часов. Чем вы будете занимать себя все это время? Пить кофе в кофейне? Искать номер в отеле? Конечно, на станциях быстрой зарядки процесс пойдет быстрее, но мощные и короткие подпитки электронами, скорее всего, прикончат батарею раньше срока, а ее замена — это как полцены автомобиля!
Если бы ценники на условный автомобиль с электромотором и с ДВС были хотя бы одинаковыми, то, возможно, какая-то категория покупателей и согласилась бы ездить на Сапсанах из Москвы в Питер и летать к морю на самолетах, перекроив привычный уклад жизни. Тут и госсубсидия на покупку электромобиля оказалась бы кстати. Но пока наши фантазии насчет дешевизны электрокаров не имеют ничего общего с реальностью. Сегодня электромобиль стоит раза в полтора дороже бензинового и в ближайшем будущем к равной цене при сопоставимом пробеге мы вряд ли придем.
Так что пока никакого смысла в резком отказе от углеводородов для большинства российских автовладельцев нет. И не надо быть пророком, предположив, что халявные подзарядки в офисах и прочих заведениях исчезнут, как и субсидии и прочие льготы для покупателей и владельцев электротранспорта. Ну а сколько будет стоить электроэнергия, если электромобили победят, можете пофантазировать сами. Уже сейчас на платных общественных зарядках берут в среднем 15-17 рублей за киловатт, что делает эксплуатацию электромобилей в России не выгодной. И то ли еще будет…
Что еще почитать:
Отменить пошлины, чтобы иномарки стали доступнее: почему так не делают в России?
Любовь до гроба: с какими машинами россияне не хотят расставаться
Человейники лишатся парковок: что задумало наше правительство
Источник: 5koleso.ru