Очиститель инжектора: присадки для очистки топливной системы
Как правило, увеличение расхода топлива, затрудненный пуск, а также ухудшение приемистости двигателя во многих случаях происходит по причине того, что форсунки инжекторного ДВС постепенно засоряются. Если автомобиль на бензине, в такой ситуации работники автосервиса однозначно предложат снять инжекторы, после чего их установят на стенд для проверки форсунок бензиновых двигателей. После тестирования принимается решение промыть или поменять форсунки.
Что касается промывки инжекторов, существует несколько способов. Инжекторы прочищают ультразвуком, устанавливают форсунки на стенд для промывки, после чего используют активные очистители и т.д. Само собой, процедура не самая дешевая, так как зачастую форсунки требуется снимать и выполнять ряд других работ.
При этом кроме решений, которые доступны на сервисе, форсунки также можно промыть самостоятельно. Речь идет о том, чтобы залить в бензобак специальный очиститель топливной системы. Также некоторые водители и вовсе отказываются заливать какие-либо дополнительные средства, останавливая свой выбор на премиальных бензинах, которые дополнительно очищают топливную систему и двигатель. Давайте разбираться в эффективности данных способов очистки.
Содержание статьи:
Почему двигатель и топливная система загрязняются и как удалить отложения
Начнем с того, что в процессе работы силового агрегата на внутренних поверхностях со временем скапливаются всевозможные отложения. Камера сгорания постепенно покрывается нагаром и коксуется в результате неполноценного сгорания топлива и попадающего туда моторного масла. Что касается впуска, отложения формируются на стенках впускных каналов, на тарелках клапанов и т.д. В топливной системе наиболее сильному загрязнению подвержены форсунки, а результатом нарушения их работы являются проблемы со смесеобразованием.
Еще следует отметить, что по своей структуре в разных участках загрязнения также отличаются. Если в камере сгорания горит топливо и масло, при этом температуры высокие, отложения получаются твердые коксовые. В топливной системе нагрев меньше, отложения представляют собой лак (лаковая пленка).
С учетом таких отличий подход для удаления тех или иных отложений разный. В системе питания лак необходимо растворять, тогда как в камере сгорания нагар и кокс удаляется путем выжигания «основы», благодаря которой отложения держатся на поверхностях.
Присадки для очистки топливной системы: тест на практике
Итак, на первый взгляд преимущества использования различных добавок в топливо очевидны, так как автомобиль не требует отдельной доставки на сервис, форсунки не нужно снимать, очистка получается быстрой и вполне приемлемой по цене. Сегодня в продаже представлено большое количество различных очистителей.
В нашем случае для проверки были отобраны наиболее распространенные: Супротек, Liqui Moly и Hi-Gear. Также их действие сравнивалось с так называемыми «моющим» бензином. Для получения достоверных результатов и оценки эффективности работы присадок и бензина с очищающими добавками использовались стендовые двигатели, в которых было реализовано загрязнение. Для формирования таких загрязнений в ДВС предварительно сжигался обычный бензин и минеральное масло.
Затем в топливо добавлялся очищающий состав, после чего двигатель сжигал около 80 л. топлива, причем мотор работал только на холостом ходу. Такой подход исключает самоочистку и выгорание отложений на высоких оборотах. Далее в рамках теста каждого очистителя двигатель частично разбирался, оценивалось состояние форсунок, клапанов и т.д.
Параллельно с двигателя снимались показания, которые сравнивались с исходными данными, полученными до использования очистителя. Затем двигателю снова давали поработать на обычном бензине без присадок, оценивая результат и общие полученные улучшения. Добавим, что подобным образом были испытаны не только присадки в топливо, но и бензин Лукойл Экто.
Итак, результатом теста стало заключение, что все опробованные очистители в той или иной степени удаляют загрязнения. Общая масса отложений заметно снизилась, улучшилась работа форсунок. Вполне возможно, что при более длительном использовании препаратов в ДВС, который работает под нагрузкой в разных режимах, эффективность могла оказаться еще выше.
Наилучшим образом показал себя немецкий очиститель инжектора Liqui Moly, втрое место получил отечественный Супротек. Отмечено, что после использования данных средств расход горючего снизился, в среднем, на 4%. Также уменьшилась и токсичность выхлопа, что горит об эффективности очистителя.
Кстати, бензин Лукойл Экто также показал улучшение качества сгорания и снижение расхода топлива. Можно сделать вывод, что такое горючее моет инжектор и двигатель. Единственное, для того, чтобы эффект проявился, нужно больше времени, так как такая очистка слишком «мягкая». Скорее всего, дело в том, что содержание моющей добавки в бензине меньше, чем в готовой присадке, хотя общий принцип работы одинаковый.
Еще обращаем внимание, что в ряде случаев после использования очистителя с самого начала отмечалось ухудшение работы двигателя, а уже затем ситуация менялась в лучшую сторону. Связано это с тем, что сначала из топливной системы вымываются отложения, что закономерно ухудшает смесеобразование. Однако в дальнейшем показатели стабилизировались, а ближе к концу теста мотор работал намного лучше, чем до очистки.
Полезно знать: как очиститель инжектора влияет на бензин
Часто перед использованием очистителей и присадок в топливо водители задаются вопросом, как данные средства влияют на само горючее. Сразу отметим, на топливо хорошего качества присадки не оказывают какого-либо серьезного влияния. Другими словами, добавка бензин не портит, кардинально не меняет его свойства, октановое число и т.д.
Лабораторные тесты показали, что из всех проверяемых составов только Hi-Gear немного увеличил количество смол. Также нужно отметить, что все очистители несколько увеличили содержание связанного кислорода в составе бензина. При этом до критического показателя остается еще очень большой запас.
Само же увеличение содержания кислорода указывает на то, что в присадках дополнительно содержатся оксигенаты. Эти компоненты улучшают процесс горения топлива, что, собственно и нужно для выгорания отложений в двигателе под воздействием высоких температур.
Больше всех такие свойства «насыщать кислородом» бензин продемонстрировал Супротек. Это значит, что данный препарат на практике нужно использовать с осторожностью и строго по инструкции, так как большое количество связанного кислорода в бензине может привести к тому, что ЭСУД начнет работать некорректно.
Что касается лаковых отложений на форсунках, растворители в составе присадок, которые направлены на борьбу с лаком, явно повысили кислотность бензина. Больше всех повышение кислотности отмечено после использования быстрого очистителя Hi-Gear.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать раскоксовку двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, что такое раскоксовка и для чего она нужна, а также как выполняется данная процедура на примере дизельного мотора.
При этом важно понимать, увеличенная кислотность влияет на различные резиновые и другие уплотнители в системе питания. Кстати, препараты Liqui Moly и Супротек в этом плане выглядят несколько лучше, так как показатель кислотности не так высок после их применения.
Так или иначе, все описанные выше изменения не представляют угрозы для ДВС и системы питания, а сами очистители не имеют в своем составе таких добавок, как бензол или метанол, не являются металлосодержащими, не меняют в значительной степени октановое число.
Другими словами, высока вероятность того, что обычный бензин, которым вы регулярно заправляетесь на АЗС, вполне может содержать намного более вредоносные примеси по сравнению с присадкой. При этом ваша машина ездит на таком топливе каждый день.
Единственное, стоит помнить, что уровень связанного кислорода после использования очистителей повышается. Бензин хорошего качества в этом плане имеет «запас», чего не скажешь о низкосортном горючем, которое обычно разбавлено метанолом и другими примесями. Простыми словами, очиститель форсунок следует использовать с обязательной поправкой на качество бензина.
Подведем итоги
Как видно, при учете правильного использования очиститель топливной системы дает неплохие результаты. При этом важно понимать, что такие очистители все же являются «мягкими». Это значит, что средство больше препятствует формированию новых отложений, нежели активно удаляет уже имеющуюся в больших количествах грязь.
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем и как промыть топливную систему двигателя. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах и средствах для промывки системы питания на примере дизельного мотора.
Получается, если двигатель сильно загрязнен, лучше не экспериментировать и сразу чистить форсунки на стенде со снятием. В противном случае или результат окажется малозаметным, или же обильное скопление загрязнений и отложений, которые откладываются на стенках и поверхностях, смывается очистителем и попросту забивает форсунки и каналы. Результат-двигатель может работать неровно или глохнуть, обороты начинают плавать и т.д.
Еще раз обращаем внимание, очистители в топливо все же являются в большей степени профилактической мерой, а не способом ремонта и восстановления работоспособности проблемных элементов. Другими словами, если такое средство используется регулярно, это само по себе исключает сильное загрязнение. В остальных случаях лучше сначала комплексно почистить инжектор на стенде (чистка форсунок), а камеру сгорания очистить методом раскоксовки.
Только после указанных процедур можно или перейти на бензин с очистителем, или же использовать присадку для очистки топливной системы в целях профилактики не реже 2-3 раз в год. Напоследок добавим, что оптимально заливать очиститель топливной системы двигателя перед поездкой по трассе, так в данном режиме произойдет наиболее интенсивное выгорание всех смытых отложений в условиях высоких температур.