«Октановое число» — это не маркетинговый ход: чем опасно использование 92-го вместо 95-го и наоборот
фото: tarantas.news
Водителям объяснили, что означает параметр «октановое число» и на что он влияет
«Октановое число» — важнейшая характеристика бензинового топлива. Эксперты портала Autonews объяснили, что означает этот показатель, и на что он влияет.
Именно к термину «октановое число» относятся привычные цифры 92, 95, 100, указанные на топливных колонках на АЗС. Октановое число — это важнейшая характеристика бензина, которая не только напрямую влияет на его стоимость, но и в большой степени определяет эффективность работы двигателя внутреннего сгорания. Более того, выбор топлива с неподходящим октановым числом может быстро вывести мотор из строя.
Октановое число бензина определяет его способность сопротивляться так называемой детонации. Чем выше это число, тем больше устойчивость топлива к детонации. Получается, что, чем больше это число, тем выше антидетонационная устойчивость бензина.
С технической точки зрения октановое число определяет, какие двигатели могут эффективно использовать конкретный бензин без риска детонации. Основная характеристика двигателя, от которой зависит октановое число бензина, подходящего для конкретного агрегата, — это степень сжатия. Она конструктивно заложена производителем и всегда постоянна. С точки зрения водителя, октановое число определяет минимально допустимый сорт бензина, который можно заливать в бак.
Современные двигатели с высокой степенью сжатия требуют высокооктанового бензина для предотвращения детонации. Старые двигатели меньше чувствительны к октановому числу и могут работать даже на 80-м или 76-м бензине.
Детонация — это неконтролируемое самовоспламенение топливо-воздушной смеси, которое происходит раньше момента, когда она должна начать плановое горение от поджига свечой. Это может привести к быстрому разрушению внутренних деталей двигателя, включая поршни и клапаны, и даже к капитальному ремонту двигателя.
Основное различие между АИ-92 и АИ-95 заключается в антидетонационной устойчивости. «Девяносто пятый» предназначен для более современных и мощных двигателей с высокой степенью сжатия, часто оснащённых турбонаддувом и работающих на высоких оборотах. АИ-92 подходит для более старых двигателей с меньшей мощностью и степенью сжатия. Использование бензина с более низким октановым числом, чем требуется двигателю, повышает риск детонации при высоких оборотах.
С другой стороны, использование бензина с более высоким октановым числом, чем необходимо, также нежелательно, так как изменяется характер горения топлива, что может привести к негативным последствиям, таким как прогар клапанов из-за перегрева.