Почему автомобили «Жигули» получили такое название — есть ли связь с пивом?
фото: tarantas.news
История происхождения названия автомобилей «Жигули» — несколько версий
Можно ли вспомнить слово, которое объединяло бы географию, индустрию алкогольных напитков и автомобили? Конечно, это же «Жигули».
Итак, вплоть до 30-х годов прошлого века у этого слова было только одно значение. Ведь «Жигули» — это возвышенность в Самарской области, которую часто и вполне серьезно называют «Жигулевскими горами».
Второй контекст у слова «Жигули» появился в середине 30-х годов прошлого века. Согласно городской легенде, во время посещения пивоваренного завода в городе Куйбышев (в то время Самара называлась именно так) нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян спросил почему один из сортов пива носит буржуазное название «Венский»? После этого пенный напиток и переименовали в родное «Жигулевское».
Пройдет еще 30 с лишним лет и у «Жигулей», появится еще одна трактовка, третья по счету. Контракт на строительство в Тольятти автозавода и выпуск легковушки на базе итальянского Fiat 124 был подписан еще в 1966 году. Конечно же, новинке отечественного автопрома потребовалось название. Строгого производственного индекса ВАЗ-2101 было недостаточно, поэтому стали думать.
По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в журнале «За рулем» и газете «Советская Россия» в 1968 году. Интерес к инициативе журналистов оказался огромным. Всего было получено почти 55 тыс. писем, в которых содержались 1812 вариантов имени для машины. Чего там только не было! В итоге выбрали одно название — «Жигули».
Однако есть и другая версия, которая говорит о том, что конкурс в прессе на самом деле был фикцией. Не спрашивая общественного мнения, еще в середине февраля 1967 года генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед Борисом Поспеловым, заместителем первого главного конструктора ВАЗа, задачу — придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через несколько дней на голосование было выставлено порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили «Жигули» — это название в конечном итоге и выбрали.
Время показало, что выбор названия для советской легковушки оказался не слишком удачным. Как только советские «Жигули» стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема. В СССР к названию автомобиля привыкли. Зато иностранцы ломали язык пытаясь произнести название «Zhiguli». Иностранцы не только не могли правильно произнести название, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках! По этой причине было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. Так, в 1973 году появилось новое название «Лада». Теперь LADA — это основной бренд АВТОВАЗа.