Внезапно: России грозит эпидемия угонов китайских машин
У торговцев автомобилями настают тяжёлые времена, после ажиотажного спроса конца лета — начала осени поток покупателей упал почти вдвое. Рост ставки рефинансирования сделал автокредитование невыгодным, свободных денег у населения нет, да и расходы самого бизнеса растут. Проблемы торговцев народ как-то не особо волнуют, однако они обязательно аукнутся покупателям новых автомобилей.
«Рост ключевой ставки повлиял на стоимость кредитов не только для покупателей, но и для самого бизнеса. В авторитейле высокая закредитованность, поэтому такие сложные периоды в экономике, в первую очередь, приведут к потере доходности, сокращению персонала и банкротству предприятий», — заявил исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игорь Чикин.
Прогнозы неутешительные, с рынка может уйти свыше трети официальных дилеров (ОД). А также просто автосалонов, которые торгуют ввезёнными по параллельному импорту и подержанными авто.
«Высокая ключевая ставка ухудшает рентабельность дилерского бизнеса до нулевых значений, а рентабельность на автомобилях из Китая и так крайне низкая. В ближайшие несколько месяцев, если ставка не снизится, мы увидим примеры банкротств на авторынке по группам с высокой степенью закредитованности. Причиной удержания бизнеса на плаву будет размер выручки, который тесно связан с объёмом продаваемых машин. Эти объемы сегодня под угрозой», — считает директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрей Игнатенко.
Сетования по поводу низкой рентабельности торговли китайскими авто оставим на его совести, в КНР эти машины стоят в 2−3 раза дешевле. Да, таможенные пошлины и утилизационный сбор, но всё равно копеечка набегает более чем приличная. А вот объёмы продаж, действительно, просели критично.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в первой декаде ноября 2024 года в Москве стали покупать на 42,4% меньше новых авто, чем в конце октября-2024, в Питере — на 28,8%. И то ли ещё будет… Участники рынка в печали.
«На спрос будут влиять, прежде всего, стоимость и доступность кредитов для физических лиц и лизинга для юрлиц. Хотя внешнеэкономические факторы и валютные колебания также могут внести свой вклад. Если производители в ноябре решат повысить цены, то есть вероятность, что рынок может упасть на 40−50% относительно октября», — говорит генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Отсыл к производителям не более чем хорошая мина при плохой игре, хотя курс рубля, действительно, имеет значение. Но и тут сильных скачков пока нет, поэтому определяющим фактором его назвать нельзя. А вот недоступность кредитов — и для физлиц, и для юрлиц — да, это факт.
Если брать автокредит по текущим ставкам — в среднем около 30% годовых и выше — то ежемесячный платёж за средний по цене китайский кроссовер уже сравним с выплатами по ипотеке за «однушку». При этом ставки продолжают расти.
При нынешних затратах для автобизнеса даже падение продаж на 15−20% уже критично, сейчас же речь идёт о цифрах в два-три раза выше. Именно поэтому «падёж поголовья» компаний, занимающихся торговлей машинами, неизбежен. И пострадают при этом прежде всего покупатели.
Вспомним историю с компанией «Ирито», которая в своё время первой завезла на российский рынок автомобили марки Great Wall. После того, как она закрылась, покупатели остались без гарантии, а все поставки запчастей в нашу страну были прекращены. Китайцы тогда не открывали тут своего официального представительства, его роль выполняло означенное российское юрлицо, ликвидация которого очень сильно по всем ударила.
Стоит отметить, что это не первый такой опыт, роль официального представительства Mitsubishi Motors долгие годы вполне себе успешно выполняла компания «Рольф». Эту модель просто взяли на вооружение. Сейчас техцентры «Рольфа» уже как бы не СТО ОД, но продолжают вполне себе квалифицированно обслуживать и чинить авто марки Mitsubishi.
А вот «Ирито» сдохла с концами, после чего владельцы китайских пикапов и внедорожников оказались в полном вакууме. Если детали ДВС, подвески, трансмиссии и тормозной системы ещё приобрести можно — на маркетплейсах они встречаются — то с кузовными элементами беда.
В своё время, когда сюда привезли пикапы Great Wall Deer и внедорожники Great Wall Safe, народ обрадовался. Deer — «клон» Toyota Hilux Gen V (LN/RN/YN-105−106−110), Safe — соответственно копия Toyota Hilux Surf (4Runner) в 130-м кузове. И недорогую китайскую кузовщину начали массово устанавливать на «японцев». Да, он была кривоватая и металл очень тонкий, зато новая и стоила копейки.
Сейчас всё наоборот, несчастные владельцы Deer/Safe вынуждены покупать «бэушные», а порой и новые кузовные запчасти от Toyota, что, как бы сказать помягче, небюджетно. Но выбора нет, в противном случае авто придётся ставить на прикол. Хуже всего ситуация с грузовыми платформами (кузовами) на Deer, их нынче продают почти что по весу в золоте. В КНР всё это выпускается, но в РФ детали попросту не везут. Они недорогие, да ещё и габаритные, сверхприбыли на этом не заработать — никому оно не надо.
В самое ближайшее время мы увидим то же самое, только в многократно ухудшенном виде. После закрытия ОД, которые являются ещё и представительствами китайских автобрендов, владельцы машин окажутся не только без гарантии, но и без запасных частей. И, поскольку автопром КНР далеко ушёл от копирования внешности японских и прочих «исходников», проблемы с кузовным ремонтом будут совершенно адские. Уже и так всё не очень хорошо, но это, так сказать, цветочки.
Есть ещё один неприятный момент. Deer/Safe и первые Hover были полностью «безмозглыми», починить кузов там можно при помощи сварки-болгарки. Но проблем с электроникой на этих авто в принципе нет. А вот современные легковушки-кроссоверы-пикапы из Поднебесной просто напичканы всяким «хайтеком», причём на каждой марке/модификации он уникальный. Тут как быть?
По идее, подобными вопросами должны заниматься соответствующие ведомства, тот же Минпромторг — это его прямая обязанность. Но сие, в общем-то, даже не смешно. Как несложно догадаться, никто даже пальцем не пошевелит. И во что это выльется, в общем-то, понятно. Например, в рост угонов китайских авто — их начнут разбирать на запчасти.