Почему россияне стали чаще брать автокредиты — мнение экспертов

0 68

Почему россияне стали чаще брать автокредиты - мнение экспертов

Фото: © A. Krivonosov

Эксперты рассказали о текущей ситуации на рынке автокредитования

В прошлом году российские банки выдали кредиты на покупку автомобилей на сумму 1,32 триллиона рублей, как показывают данные Национального Бюро Кредитных Историй (НБКИ). Этот результат в два раза превышает показатели 2022 года, и, вероятно, он не уменьшится даже при высоких процентных ставках. Эксперты, опрошенные «Российской газетой», рассказали о текущей ситуации на рынке автокредитования, о причинах предложения скидок на автомобили и о том, что ожидается в будущем.

Пока процентные ставки были относительно низкими, спрос на новые и бывшие в употреблении автомобили был высоким, что привело к увеличению как продаж автомобилей, так и объема выданных кредитов, частично из-за роста цен. С января по ноябрь, например, средняя сумма автокредита увеличилась на 32% и достигла 1,56 миллиона рублей, согласно данным НБКИ. В декабре эта сумма снизилась, но не значительно.

По запросу «РГ» в кредитном бюро подсчитали, что общее количество выданных автокредитов (как на новые, так и на машины с пробегом) составило 930 тысяч, что на 68,9% больше, чем в предыдущем году. Эксперты агентства «Автостат» отмечают, что за весь год в России было продано 1,06 миллиона новых легковых автомобилей. Эти цифры достаточно высокие (на 69% больше по сравнению с предыдущим годом), но все же ниже показателей докризисных лет.

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков объяснил такой рост эффектом низкой базы, связанным с резким падением выдачи автокредитов в 2022 году. Кроме того, рост в 2023 году был связан с возобновлением государственных программ льготного автокредитования и увеличением предложения новых автомобилей, отметил он. В агентстве «Автостат» подчеркнули, в текущем году рынок новых легковых автомобилей может вырасти еще на 18%, до 1,25 миллиона.

Несмотря на неоднократное повышение ключевой ставки во второй половине 2023 года, которое могло бы снизить активность в автокредитовании, по мнению экспертов, ситуация остается неоднозначной. Если говорить о конце прошлого года, то уровень спроса и выдачи автокредитов оставался достаточно высоким, несмотря на повышенные ставки, рассказал Волков.

Причинами этого могут быть как субсидируемые производителями ставки, так и различные акции и скидки, стимулирующие продажи в конце года, пояснил эксперт. Количество выданных кредитов действительно уменьшилось в декабре — до 78,9 тысяч против 91,2 тысяч в августе, но оно все еще выше среднего уровня первого полугодия.

В интервью «РГ» Марина Дембицкая, руководитель подразделения «Открытие Авто», отметила, что результаты января этого года оказались для рынка и многих участников довольно хорошими. По её словам, спрос на автокредиты со стороны населения оставался стабильно высоким и даже превысил показатели января прошлого года на 15%. Кроме того, количество заявок на новые автомобили увеличилось более чем на треть, уточнил спикер.

Средний размер автокредита в январе, по данным Дембицкой, составил 1,78 млн рублей, на новые автомобили — 2,12 млн рублей, на машины с пробегом — 1,53 млн рублей. По сравнению с январем прошлого года он увеличился на 63%. Также возрос и средний срок кредитования — с 70 до 77 месяцев.

Спрос на автокредиты у граждан по-прежнему остаётся на достаточно высоком уровне. Поэтому в 2024 году ожидается объёмы выдачи кредитов, сопоставимых с 2023 годом, или даже выше. Это произойдёт несмотря на повышение ключевой ставки и, соответственно, удорожание кредитов для заемщиков, считают в Национальном Бюро Кредитных Историй.

В «Открытии Авто» также прогнозируют замедление темпов роста кредитования до 7-9% по оптимистическому сценарию и повторение прошлогодних результатов по базовому. Дембицкая предполагает, что в ближайшие месяцы количество потенциальных клиентов, заинтересованных в автокредитах, может сократиться, но спрос на заёмные средства всё ещё достаточно высок из-за ожиданий населения.

Следует отметить, что в январе 2024 года ряд автопроизводителей увеличил поддержку дилерам на уже поставленные автомобили. Это было связано с тем, что объемы поставок превысили темпы продаж за два месяца, объясняет причину скидок Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон». В результате создаётся впечатление, что стоимость автомобилей падает, однако это временное явление. В ближайшие месяцы пока нет предпосылок для сохранения или увеличения скидок, говорит он.

Тюктеев также отмечает, что рост ставки ЦБ негативно сказывается на доле автокредитования: она постепенно снижается. Он ожидает, что в ближайшие месяцы эта тенденция продолжится.

По итогам первого квартала рынок потеряет до 15% своих кредитных клиентов, — прогнозирует он. В сегменте новых автомобилей средний процент продажи автомобилей в кредит сейчас составляет около 47%. На вторичном рынке уровень кредитных сделок ниже — менее 40%

Поддержка рынка, вероятно, будет обеспечена за счет субсидий от государства и производителей автомобилей, появления новых марок и увеличения поставок бюджетных автомобилей российского производства, указывает Дембицкая.

Скидки, предоставляемые дилерами, могут продолжаться до конца февраля, полагает Тюктеев. Аналогичное мнение высказывает и Дембицкая. Однако в агентстве «Автостат» считают, что дисконты могут быть актуальными не только в начале года, но и в первой его половине. Это может стать своеобразной альтернативой снижению цен, отмечают в агентстве.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.