Почему в турбомоторах всегда есть масложор — какой расход масла считается нормой
фото: © generated with Dall-e
Эксперты объяснили, какой расход масла в турбомоторах читается нормой
У большинства автолюбителей давно сложилось мнение, что при наличии в машине турбокомпрессора к эксплуатационным расходам, помимо топлива, нужно добавлять моторное масло. Речь не про плановые технические обслуживания, а о литровой канистре масла, которую всегда нужно возить в багажнике, а ее содержимое то и дело подливать в двигатель. Портал «Тарантас Ньюс» разобрался, почему моторы с турбиной всегда подъедают масло, и почему автопроизводители это даже не скрывают.
Содержание статьи:
Как работает турбина
Главной деталью турбины является картридж, внутри которого устанавливается вал. С каждой противоположной стороны к нему крепятся турбинные колеса. Чтобы вал мог вращаться в полную силу и не перегревался, к нему под давлением подается моторное масло. Дополнительно к картриджу подходит трубка с охлаждающей жидкостью.
С двух сторон картриджа крепятся так называемые «улитки»: одна — горячая, вторая — холодная. В первую поступают выхлопные газы, которые и раскручивают колесо. Во вторую заходит воздух с улицы. Под давлением он проходит дальше — во впуск. Это упрощенный принцип работы всех турбин.
Почему турбина расходует масло?
Устройство турбокомпрессора не позволяет ему работать без масла. Как правило, чтобы оно не утекало и не просачивалось, на стыке разных деталей используются резиновые сальники. Так делается, например, в самом моторе. В турбине же их нет, поскольку ни один материал не выдержит рабочую температуру турбокомпрессора — до 800 градусов в «гражданском» транспортном средстве.
Чтобы избежать очевидных утечек масла, производители подгоняют валы и втулки в турбине с высокой точностью. Это помогает сдерживать смазывающий состав и не допускать течей. Однако рабочие зазоры все равно остаются и масло просачивается. Сильнее это заметно, когда автомобиль долго стоит на «холостых» оборотах. В этот момент турбина не раскручивается, давления в ней нет, из-за чего зазоры увеличены. В прошлом материале мы как раз рассматривали, почему долгая стоянка на «холостых» вредна для турбомоторов.
Под нагрузкой «проблема» заметна меньше. Дело в том, что во время работы турбокомпрессора на максимум внутри него температура сильно поднимается, материалы расширяются и зазор между валами и втулками уменьшается до допустимого минимума. Утечка в этот момент практически минимальна.
Сколько турбина может «есть» масла?
Автопроизводители не скрывают эту особенность турбин, иначе ее собрать просто невозможно. Как правило, компании указывают оптимальным расход в 80–100 мл на 1000 км пробега для новых автомобилей. Цифры могут увеличится вдвое, если речь идет о машине с приличным пробегом.
Это связано с такими факторами, как:
- естественным износом поверхностей валов и втулок;
- низким давлением масла в моторе, из-за чего турбокомпрессору не будет хватать смазки, и он начнет быстро изнашиваться;
- повышенным давлением рабочей жидкости в двигателе, из-за чего состав будет просто выдавливать;
- повышенным разряжением во впускном коллекторе — рабочая жидкость засасывается туда из турбокомпрессора.
Небольшой расход масла на турбомоторе — норма. Беспокоиться следует начать только в случае, если рабочую жидкость приходится регулярно подливать, а на 1000 км пробега долив составляет уже далеко за 100–150 мл. Такая эксплуатация автомобиля будет указывать на то, что турбина начинает сильно изнашиваться и скоро потребует ремонта. Среди дополнительных признаков — синеватый дым, идущий из выхлопной трубы.