Сертификация или серти-фикция? Перед автомобилистами замаячил знак беды
Для российских автомобилистов могут ввести ещё один «частный налог» — все запчасти и расходники собираются маркировать в негосударственной системе «Честный знак». Качество деталей и их подлинность при этом никак не улучшится, но цены точно вырастут. Возможны и перебои по отдельным позициям, так как более 90% автокомпонентов в РФ привозные.
«С 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года на территории РФ проводится эксперимент по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. В части автомобильных запасных частей Минпромторгом России проведена работа по согласованию с бизнес-сообществом номенклатуры продукции, в отношении которой целесообразно проведение аналогичного эксперимента. Проект постановления правительства Российской Федерации о проведении такого эксперимента уже разработан и в ближайшее время будет направлен на межведомственное согласование», — заявили в Минпромторге.
Более 80% российского рынка автомобильных масел контролируют отечественные производители, их продукция не подделывается — с этим уже много лет идёт жёсткая и вполне успешная борьба.
Оставшиеся 20% закрываются в основном за счёт параллельного импорта, и как-то подтвердить подлинность товара тут, по сути, невозможно. По ряду производителей доля контрафакта достигает 100%, все автомобилисты в курсе. Это просто не покупают, и всё.
Получается, что вводить наклейки для 80% канистр точно не нужно, там всё в порядке. А на остальные лепи или не лепи — не поможет. Между тем олигархическую систему с лукавым названием «Честный знак» и тут хотят сделать обязательной. То есть ввести частный налог на автомасла и прочие жидкости. Зачем — догадаться несложно.
С автозапчастями всё гораздо сложней. И опасней. Отечественных становится всё меньше — дороговизна кредитов делает любое производство в РФ невыгодным — остаётся только импорт. Как несложно догадаться, иностранцам получать какую-то там российскую сертификацию не нужно.
«Маркировка автозапчастей может сократить поставки в страну такой продукции. Дело в том, что эти товары, как правило, привозят по параллельному импорту малые предприниматели, им легче отказаться от ввоза, чем включиться в систему идентификации. Тогда как те предприниматели, которые начнут маркировать запчасти, рискуют стать известны зарубежным правообладателям. Им, в свою очередь, будет легче ограничить продажи по параллельным каналам», — объясняет сопредседатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.
Те же турки поставляют в нашу страну свои автокомпоненты, по сути, фуксом, им светиться нет никакого резона. Если риски возрастут, а с системой сертификации так и будет — они просто закроют эту лавочку.
Тем же, кто завозит в Россию свою продукцию официально, никакого резона отстёгивать что-либо некой сторонней структуре нет. Не нравится — та или иная китайская компания просто покинет наш рынок, для автопрома КНР это крайне малая доля в их объёмах производства.
Подобные прецеденты уже известны. На большей части китайских авто нет вроде как обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует и «тревожная кнопка» УВЭОС. Просто потому, что всё это производителям из Поднебесной не нужно. Де-юре мораторий на установку всего этого скрепного «хайтека» действует только для физлиц, де-факто — для всех. Российские власти утёрлись. Ведь альтернативой было полное отсутствие новых авто, а это чревато социальным взрывом. Страшно.
Кстати, легальные поставщики-производители могут и вовсе обидеться на российские власти и перекрыть поставки не только в магазины, но и на конвейеры отечественных автозаводов. Которые без привозных деталей моментально встанут. По меркам КНР тот же «АвтоВАЗ» не более чем заштатный заводик, представители которого постоянно стоят с протянутой рукой: дайте электронику, дайте светотехнику, дайте всё прочее. Пока дают, но могут и передумать.
Если же говорить про параллельный импорт, то там какая-либо сертификация — как и с автомаслами — лишена смысла.
«Маркировка не даёт никакой гарантии качества запчасти. Я могу закупить в Китае партию хороших тормозных колодок приличного производителя. Промаркировать и ввезти в страну — чтобы продавать через сеть магазинов запчастей. А могу купить откровенный хлам по 100 рублей за комплект. Тоже промаркировать. И продавать в России по 300 рублей с прибылью в два конца. С точки зрения государства и то, и другое это легальный, „правильный“, промаркированный товар. Но ведь можно на дешевые колодки нанести логотип Bosch и TRW — и ни одна таможня не сможет проверить легальность, честность происхождения товара. И тоже промаркировать. Государство будет довольно, маркировщики — тоже. А вот покупатель — едва ли», — отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
То есть предлагается откровенная фикция, просто слупить денег с изготовителей автозапчастей и с покупателей. При этом пострадают, в первую очередь, отечественные производители. Как это случилось со сливочным маслом. После того, как с 1 сентября 2024 г. стартовала обязательная маркировка молочной продукции для фермеров, сливочное масло резко подорожало и его стало не хватать.
«Самое страшное, что случилось с нашими фермерскими хозяйствами, — это „Честный знак“. Поэтому та цена, которая сейчас установилась, дай бог, чтобы она пока не росла», — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства из Ленинградской области Лариса Пухлякова.
По сути, молочные фермерские хозяйства сейчас целенаправленно уничтожаются, и вместо отечественного масла на прилавках магазинов появляется турецкое, иранское, арабское и всякое прочее.
С автозапчастями план более комплексный. Во-первых, лишить страну импортных поставок, попутно остановив автозаводы. Во-вторых, окончательно добить отечественных производителей автокомпонентов, которые и так еле живы. На установку системы маркировки нужны приличные деньги, да и цены на запчасти вырастут — спрос упадёт.
Недомыслие чиновников Минпромторга? Вряд ли…