Сколько стоит дорога на фронт, или Зачем гражданские едут на передовую
Не все, но многие дороги у нас сейчас ведут в направлении фронта. Со всей страны туда стекаются сотни волонтеров, везущие нашим бойцам все самое необходимое. Их пути пролегают через сотни, а иногда и тысячи километров крупных трасс и грунтовых дорог. Портал «АвтоВзгляд» пообщался с Алексеем Живовым — крымским волонтером и общественным деятелем, который рассказал о том, какие опасности приходиться преодолевать по дороге на передовую и во что обходится каждая такая поездка.
Дороги, как известно, это артерии любой страны и по их состоянию можно судить и о том, насколько экономически развито государство. Наша транспортная сеть, включая ее протяженность, все еще оставляет желать лучшего, однако в материковой части России ситуация заметно улучшается. Хороших дорог, что признают многие автопутешественники, по стране стало больше. Но с ними увеличилось до бесконечности и число дорожных камер, а также знаков, регламентирующих ограничение скоростного режима на минималках — например, до 50 км/ч. Их умудряются вешать даже на магистралях, что, конечно, не может не раздражать водителей.
ДОРОГИ ВОЙНЫ
– Например, Таврида — шикарная трасса, пересекающая весь Крым, заметно улучшила мобильность населения, если бы не одно но — бесконечные знаки 80—90, — говорит Алексей Живов. — А что касается освобожденных территорий, то тут некоторые крупные трассы отремонтированы на 90%. Например, так называемый сухопутный коридор в Крым у нас действительно в отличном состоянии. А вот о дорогах в Херсонской и Запорожской областях пока такого, к сожалению, не скажешь. Проблема в том, что там не велось дорожное строительство на протяжении последних лет 15, как минимум… Еще из неизбежного, что нередко подстерегает волонтеров по пути на передовую — большое количество блокпостов.
– Условно они стоят через каждые 10 км, даже чаще, хотя некоторые уже пустуют: видимо, сейчас в них нет необходимости. На функционирующих же блокпостах регулярно проверяют документы. Гражданским проехать в Крым, конечно, значительно проще. По дорогам, проходящим вдали от линии фронта, никаких особых документов не требуют, достаточно просто показать паспорт и сообщить зачем, и куда едешь…
ПОЧТИ БЕЗ ГАИ
По словам Алексея, на блокпостах полиция стоит редко. Чаще это росгвардейцы, может быть сотрудники ЧОП, порой сами военные. А вот в ДНР вас встретят уже бойцы боевого корпуса «Каскад», а на въезде в города — представители военных комендатур, на зданиях которых часто можно увидеть флаги разных национальных республик России.
– В Запорожье мне попадались «чеченские» и «башкирские» блокпосты, на «русских» постах регулярно вижу российские флаги со Спасом в центре или «имперки». — На большинстве блокпостов стоят военнослужащие и ведут себя вежливо. У меня практически ни разу проблем с ними не возникало. Но в Херсонской области у других моих коллег они были и довольно серьезные. Например, от волонтеров, журналистов начинали требовать какие-то несуществующие документы. Что касается гаишников, то их я тоже, конечно, встречаю по дороге, но чаще всего они попадаются рядом с крупными городами. Или опять же на блокпостах. На двойных блокпостах встречают военные, а потом стоит ГАИ. Любопытно, но страховку на машину еще никто не спрашивал. А вот документы на авто проверяют…
Стоит отметь, что по освобожденным территориям можно ездить только в строго отведенные часы комендантского часа — обычно это с 6:00 утра до 9:00 вечера. Если выезжаешь в неурочное время — должен быть соответствующий пропуск. Если его нет, машину могут поставить на прикол, а водителя отвезут в военную комендатуру для выяснения личности.
Как «не высушить» машину
– Путешествовать в вечернее время просто небезопасно, — отмечает Алексей. — Мы обычно, когда подъезжаем к постам, включаем в машине весь свет, чтобы хорошо было видно наши лица. Там на нас обычно светят фонариком, показывают, что надо остановиться. Мы следуем требованию, показываем все документы, объясняем кто мы, куда и зачем. И обычно в 99% таких случаев продолжаем своё путешествие…
По словам Алексея, с заправками на освобожденных территориях проблем особых нет. Правда, бензин дороже процентов на 15—20, чем материке, но и Аи− 95 и Аи−92 всегда в наличии, дизельное топливо тоже, хотя, как говорят, не очень высокого качества.
– Сейчас здесь стали появляться и брендовые заправки. Естественно, везде идет расчет в рублях. Но чаще всего в наличных, потому что карточки мало, где работают. Кстати, была у меня одна ситуация. Я уже дважды «сушил» машину на освобожденных территориях и потом приходилось буксировать ее до ближайшей заправки. Поскольку плотность заправочных АЗС тут невысокая, большинство из них разрушены или закрыты, теперь приходится всегда рассчитывать бензин с запасом.