Свиньи на дорогах, коим объявлена война
Гаишники хотят быть ближе к народу, ГИБДД МВД РФ внезапно озаботилась состоянием российских автодорог и вознамерилась жёстко штрафовать тех, кто их содержит и ремонтирует. Дело хорошее. Особенно в свете того, в каком состоянии сейчас трассы, включая федеральные и даже платные.
Если не особо вдаваться в юридические подробности, то ГИБДД собирается открыть что-то типа рейда «Ровные дороги» на постоянной основе. И не просто оформлять документы по заявкам граждан, транспортные средства которых пострадали от дефектов дорожного полотна, но и самим инициировать данные разбирательства. Без посредников в лице иных госорганов вроде прокуратуры.
ДТП — дорожно-транспортное происшествие — это отнюдь не только авария, в которой участвует два и более автомобиля. Если водитель не справился с управлением и влетел в столб, это тоже ДТП. Попал в яму на проезжей части дорогие общего пользования (ДОП) — аналогично.
Что такое эта самая яма и какие они бывают, в законодательстве чётко прописано, действующий ГОСТ Р 50597−2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» всё это регламентирует. Собственно, отталкиваясь от этого документа инспекторы дорожной полиции будут оформлять протоколы. Даже если трагедия ещё не произошла. Очень даже разумно, ведь в ДТП по вине дорожников могут погибнуть люди.
Ежегодно по причине плохого состояния дорог в РФ происходит около 60−70 тысяч ДТП, в которых гибнет 7−8 тысяч человек. И никто за это не несёт ответственности. Вообще!
«Треть (33%) от общего числа аварий в России происходит при сопутствующем влиянии недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети», — это официальная статистика ГИБДД за 2020 год.
Сейчас всё значительно хуже, и вот почему — в рамках так называемого «моратория на проверки бизнеса», который введён после начала СВО, дорожники тупо на всё забили. И нынешнее катастрофическое состояние полотна дорог общего пользования вовсе не следствие какой-то особо суровой зимы 2022−2023. Наоборот, она была очень мягкая, морозов — основного разрушителя асфальта — практически не было. Просто трассы не ремонтировали или делали это тяп-ляп. Разрешено!
Но ямы — это ещё полбеды. Отсутствие разметки, неработающее освещение, сломанные светофоры, открытые люки или их крышки не по ГОСТу (лёгкие, которые легко выскакивают), наконец, снежные заносы. Даже платную ЦКАД прошлой зимой не чистили, в редакции «СП» есть соответствующие фотографии. Тогда как соседние бесплатные трассы и даже дороги местного значения были значительно лучше освобождены от снега. Жаловаться некуда, а ГИБДД просто разводила руками.
«Есть основной нормативный документ — «Положение о ГИБДД», — где прописаны все её функции, в том числе технический надзор за безопасностью дорожного движения, включая соблюдение ГОСТов, нормативов и всего остального. Мораторий — по типу «давайте дома у себя установим мораторий на наведение порядка, порастем грязью, потому что нам лениво работать». Это отказ от того, чтобы следить за состоянием дорог, что напрямую привязано к безопасности дорожного движения. Идея была не самая хорошая.
В прошлую субботу еду по Ропшинскому шоссе от Санкт-Петербурга, стоит Nissan Almera, который влетел в яму и согнул колёсный диск. Кроме того, на глубине ямы он ударился ещё чем-то в моторном отсеке, вытекла какая-то жидкость. Побеседовал с теми, кто там живет — эти ямы довольно давно. По классификатору ГИБДД данная история называется «наезд на препятствие», и это ДТП. Сотрудники ГИБДД должны вызывать представителей организации, эксплуатирующей дорогу, и пытаться им выписать постановление по статье 12.34 — «нарушение правил содержания дорог». Там на должностные лица и на организации могут получиться весьма солидные штрафы", — объясняет эксперт рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере безопасности дорожного движения при правительстве РФ Дмитрий Попов.
Должны, попытаться, могут… С этим мораторием никто никому ничего не должен, в смысле ответчиков. Аналогичная история со страхованием. Если установлено, что ДТП произошло по вине дорожников, то после всех выплат (не важно, по КАСКО или по ОСАГО) представители компании, по идее, должны наказать рублём реального виновника, компенсировать свои убытки. То есть вчинить так называемый «регрессный иск». Да, юристы их пишут, дела инициируют. Но исключительно для галочки — дабы отчитаться перед своим же начальством. Вероятность получить хоть пять копеек равна нулю.
«Вот тут, около городского рынка, была лужа — огромная, очень грязная и дико вонючая. В ней постоянно свиньи валялись, прямо как бегемоты какие-нибудь в Африке. Все постоянно просили её ликвидировать, но наше местное начальство жалоб не замечало.
Лаврентий Палыч Берия приехал, всэх расстрелял! Шутка. Он очень культурный человек был, обходительный. Мимо проезжал, в городе об этом знали, а он возьми и останови машину прямо посреди той лужи. И глава Абхазии вынужден был идти к нему пешком по грязи и свиному дерьму. Поговорили. Всё в городе хорошо? — Да, всё хорошо. — Ну и замечательно! Улыбнулся и уехал. В тот же день лужу очень качественно засыпали и заасфальтировали", — рассказывал автору житель Сухуми Иродий Кобалия.
Не очень демократично и совсем не толерантно, но действенно. Подобных луж по всей нашей стране до сих пор много, правда, со свиньями напряжёнка — в сельском хозяйстве РФ проблемы. Зато развелось очень много чиновников и аффилированных с ними бизнесменов. Закон сохранения материи в действии.
Странно, однако — ГИБДД, которая имеет в народе репутацию «торговцев полосатыми палочками», внезапно решила заняться делом. То есть следить за безопасностью дорожного движения, а именно за состоянием ДОП. Чтобы не было луж и свиней. Да, так оно утроено во всём мире, в той же Европе или США за яму на проезжей части организации-эксплуатанту прилетит такой штраф, что мало не покажется. А в случае ДТП, особенно со смертельным исходом, дорожники гарантированно отправляются в тюрьму.
Про тюрьму пока речи нет, но штрафы ГИБДД собирается выписывать очень приличные. Плюс дополнительно наказывать рублём за то, что нарушение не устранено в положенные сроки. Сроки прописаны в вышеозначенном ГОСТ Р 50597−2017 и иных отраслевых документах, ничего нового выдумывать не нужно. Всё давно придумано, ещё во времена Советского Союза. Нужно это просто соблюдать.
И вот гаишники решили этим заняться. К чему бы это? Ведь очевидно, что на дорожную полицию тут же обрушится вал обращений от граждан, и ГИБДД будет вынуждена на них реагировать. Сами ведь вызвались. И, судя по разработанным полицейскими документам, они хотят на них реагировать! «Для минимизации рисков причинения вреда и здоровью граждан». Но реагировать — это наживать себе врагов, среди чиновников и их друзей-бизнесменов от дорожного бизнеса. Зачем это МВД? По сути, налицо объявление войны всем тем, кто набивает себе карманы на дорожной теме. А это — колоссальные деньги!
Да, колоссальные. Только на ремонт федеральных трасс после якобы суровой зимы сейчас клянчат 200 млрд. рублей. Которые разворуют. Но на тот свет эти миллиарды с собой не утащишь, и кто-то это уже начал понимать. Ситуация в стране стремительно накаляется и эти «кто-то» уже начали задумываться о собственном будущем. Причём не в роли оригинального украшения фонарного столба.
«Есть два варианта развития событий:
1. Появится центр власти, который честно заявит (в первую очередь сам себе) что нам не нужен домик в Монако или усадьба в пригороде Тосканы, а «мы хотим Россию».
2. Или же нынешнее руководство начнет выполнять свои обязательства перед народом и оздоровливаться самостоятельно. Естественно, при этом значительная часть этой тусовки отправится в места не столь отдалённые, некоторая часть в землю или на фронт, — рассуждает зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Да, если уж в Госдуме о таком начали говорить, что, как говорится, тушите свет… И тут стоит вспомнить мудрое изречение Мао Цзэдуна о том, что «винтовка порождает власть». Судя по всему, это очень даже вероятно.
«Я знаю очень многих людей, которые занимают (или занимали) очень высокие посты. И среди них значительная часть — больше половины! — это люди чести. Которые не стали богачами. И так — во всех силовых ведомствах», — говорит военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков.
На них вся надежда…