Установка подогревателя ДВС своими руками
Установить подогреватель двигателя своими руками можно не только в целях экономии средств, но и для полной уверенности в надежности инсталлированной системы. Несмотря на распространенность подогревателей, при установке вебасто многие работники автосервисов допускают серьезные ошибки.
Содержание статьи:
Принцип установки
Сразу стоит обусловить, что описать точное расположение лучшего места для крепления отопителя либо месторасположение проводов и реле для подачи питания – невыполнимая задача, ввиду особенностей конструкции каждого авто. В статье предоставлены рекомендации, сформированные на основании официальных требований к установке Webasto Thermo Top (E,C,P). Прочитав их, вы сможете установить предпусковой подогреватель двигателя и другой марки, так как логика инсталляции во многом идентична.
В качестве примера будет использован жидкостный автономный отопитель Вебасто серии Thermo Top. Принцип работы заключается в автономном подогреве и принудительной циркуляции антифриза по контуру прохождения ОЖ. В качестве топлива используется горючее с топливной магистрали авто либо с бака. При желании водителя возможен монтаж отдельного резервуара для питания подогревателя. Аналоговое, цифровое управление осуществляется пультом с функцией программирования времени запуска. Дополнительно можно подключить дистанционное управление.
Что нужно для установки
Полный комплект, достающийся вам после приобретения Webasto Thermo Top С (комплектация систем других производителей может отличаться):
- отопитель – главный компонент системы, отвечающий за подогрев антифриза;циркуляционная помпа, «гоняющая» ОЖ по контуру;топливный насос-дозатор, осуществляющий принудительную подачу топлива, используется для регулировки интенсивности работы системы;выхлопная система (глушитель, гофра глушителя для отвода выхлопных газов);заборник топлива;проводка с разъемами для подключения и диагностики;крепежный кронштейн;топливная трубка;мини-таймер для запуска и отключения системы автономного подогрева.
Все компоненты можно купить по отдельности.
Варианты установки
«Врезать» предпусковой подогреватель в систему охлаждения авто можно несколькими способами. В черный либо красный цвет окрашена подогреваемая отопителем часть контура.
- Наиболее универсальный вариант (1 – ДВС, 2 – радиатор отопления салона). Преимущества такого метода в более быстром прогреве салона. При этом жидкость, поступающая в рубашку охлаждения двигателя, успевает изрядно остынуть. Поэтому для прогрева двигателя потребуется больше времени.
Схема используется при большой длине магистралей (2 – обратный клапан). Появляется возможность установить отопитель ближе к радиатору печи, чтобы минимизировать потери тепла.
Установленный таким образом подогреватель обеспечивает лучший прогрев салона и минимальные потери на большом контуре циркуляции ОЖ. Компоненты: 1 – ДВС, 2 – циркуляционная помпа, 3 – основной радиатор, 4 – теплообменник печки, 5 – расширительный бачок антифриза, 6 – термостат мотора, 7 – обратный клапан, 8 – термостат отопителя.
Схема, представленная на Рис. 7, лучше всего подходит для быстрого прогрева мотора (легенда соответствуют Рис. 6).
Дизель и бензин
Разница в используемом для работы топливе вносит коррективы не только в конструкцию подогревателя, но и определяет нюансы установки. В отличие от инжекторных ДВС цикла Отто, лишь немногие дизельные моторы оборудованы подкачивающей секцией в топливном баке (аналог бензонасоса). Иногда в стакане, расположенном в баке насоса, есть незадействованные отверстия, закрытые заглушками. В таком случае вам даже не придется сверлить стакан для внедрения магистрали питания Вебасто. В качестве переходника необходимо использовать топливозаборник, идущий в комплекте с подогревателем. Такой способ установки в авто с отсутствующей «обраткой» и установленным обратным клапаном в баке – единственно возможный (топливозаборник придется «врезать» непосредственно в бак).
Подача топлива
Специалисты крайне не рекомендуют реализовывать забор топлива из подкапотного пространства (особенно на бензиновых ДВС). Чрезмерное повышение температуры приводит к испарению топлива и образованию пузырей газа.
Важные рекомендации:
- перед топливным насосом подогревателя двигателя нужно установить фильтр тонкой очистки;насос необходимо размещать в прохладном месте. Желательно, чтобы температура во время работы не превышала +20ºС;длина от топливного бака до насоса не должна превышать 1,2 м; от топливной помпы до отопителя – не более 5,8 м;все места соединения топливопроводов обжимаются хомутами. Сами шланги можно закрепить с помощью стяжек;маркировка на насосе показывает направление циркуляции жидкости;для многих предпусковых подогревателей существует рекомендованное значение внутреннего диаметра топливопровода.
Забор воздуха, выхлопная система, отопитель
Воздухозаборник должен располагаться в прохладном, защищенном от попадания внутрь грязи месте. Разумеется, не затапливаться при преодолении бродов.
Глушить может быть установлен на арке либо в другом доступном месте, исключающем перегрев пластмассовых деталей и проводов. Выхлопная труба не должна располагаться в направлении движения. Наилучшее решение – направить выхлоп на металлический поддон КПП (ее в морозы также нужно прогревать). В нижней точке допускается сверления отверстия (2-2.5 мм) для удаления конденсата.
Часто стандартный крепеж, идущий с предпусковым подогревателем, не подходит. Поэтому его нужно модернизировать либо изготавливать собственный кронштейн. Корпус ни в коем случае нельзя крепить на саморезы!
Крепеж должен быть прочным, защищенным от излишних вибраций. В процессе эксплуатации на отопитель не должно попадать масло, топливо и грязь. Устанавливаются корпус подогревателя и циркуляционный насос ОЖ как можно ниже. Делается это для улучшения деаэрации, к тому же насос в Вебасто Thermo Top не самовсасывающий, поэтому устанавливать его выше уровня жидкости в расширительном бачке нельзя.
Шланги для охлаждающей жидкости лучше купить самостоятельно, предварительно измерив необходимую длину (лучше, если они будут цельными). Для покупки шлангов вам нужно знать внешний диаметр штуцеров отопителя, а также диаметр отверстий системы охлаждения авто и обогрева салона. В продаже можно найти различные переходники, тройники для «врезки» непосредственно в магистраль циркуляции ОЖ. Все шланги должны быть хорошо закреплены хомутами в местах соединения, защищены от перетирания.
Схема подключения Вебасто
Аналоговый контроллер в салоне можно закрепить на двусторонний скотч, дабы не сверлить панель приборов. Если рекомендации по поводу того, как установить подогрев двигателя, идентичны для подавляющего большинства систем, то схема подключения – индивидуальная для каждого авто.
Стандартные пины предпускового подогревателя:
- силовой «+», который можно подключить напрямую к АКБ;«минус». Крепится к любому болту, примыкающему к кузову авто;вывод для диагностики автономки (можно заизолировать во избежание окисления);управляющий вывод, появление плюса на котором запускает отопитель;вывод, который подключается к датчику температуры. При превышении установленного значения температуры он блокирует включение отопителя (к примеру, после +5ºС автономка не будет запускаться);управление насосом-дозатором;выводы режимов зима-лето;пин, контролирующий момент включения вентилятора печки автомобиля. К примеру, вентилятор активируется только после того как жидкость прогрелась до +30ºС. Подключение к вентилятору реализуется через реле;разъем подключения контроллера, устанавливаемого в салон.
Если вы не уверенны в навыках электромонтажа, подключение электрической части лучше доверить профессионалам.