Зачем российский электромобиль «Атом» получил распашные двери, хотя обычные проще и дешевле Автомобильный портал 5 Колесо
Пожалуй, одно из самых спорных решений разработчиков. Распашные двери — та ещё морока для производителя. Ещё и центральную стойку из конструкции пришлось исключить. Это дорого, сложно, но если копнуть глубже и разобраться, как всё это работает и для чего это нужно, то окажется, что «овчинка-то может и стоит выделки!»
Накануне главный конструктор «Атома» Николай Горячев рассказал подробности об одной из самых характерных особенностей российского электрокара — о его распашных дверях. Без центральной стойки (!).
По словам Николая Горячева, в процессе разработки конструкции дверей главное внимание уделялось удобству посадки и высадки пассажиров и водителя электромобиля «Атом», сочетающемуся со стильным дизайном и соответствием самым высоким требованиям в сфере безопасности: двери уникальной конструкции предлагают 4 сценария открытия, отличаются повышенной жёсткостью и износостойкостью и обеспечивают увеличение полезного пространства в салоне.
Сам главный конструктор «Атома» так прокомментировал особенности выбора данной конструкции дверей:
— На начальном этапе разработки мы столкнулись с отсутствием готовых решений, удовлетворяющих всем нашим требованиям. Поэтому мы создали уникальную конструкцию распашных дверей. Основной технической особенностью этой конструкции стало исключение центральной стойки кузова, что значительно увеличило внутреннее пространство салона. Кроме того, в проект изначально была заложена функция “вход в одно касание”, что дополнительно повысило комфорт и удобство для пассажиров, — говорит Николай Горячев.
Содержание статьи:
Как работают распашные двери «Атома»
Весь процесс открывания-закрывания дверей максимально прост благодаря наличию электроприводов, датчиков, доводчиков, которые работают «в тандеме» с продвинутыми ассистентами водителя (ADAS): чтобы дверь разблокировалась, достаточно подойти к машине со смартфоном, который синхронизирован с системой «Атома» посредством Bluetooth или фирменного приложения. В последнем случае в приложении будет создан и настроен цифровой ключ, который и позволяет удалённо открывать/закрывать двери «Атома».
Ещё один вариант — использование NFC-карты. По сути, это специальная смарт-карта; чтобы такой физический носитель подействовал, нужно поднести карту к сенсору в наружном зеркале. После того как пользователь поднёс свою карту, начнётся процедура авторизации и в случае её успешного окончания машина откроется (а когда человек сядет в «Атом» и нажмёт педаль тормоза, то разблокируется иммобилайзер и можно будет начинать движение).
Дальше — интереснее. Смотрите сами. Как поясняют разработчики, передние двери нового электромобиля оснащены выдвижной механической ручкой и кнопкой — для открытия. У задних же дверей имеется только кнопка. Как вы могли догадаться, её нужно нажать.
При нажатии на последнюю (внимание, не запутайтесь в последовательности происходящего!) передняя дверь приоткрывается, открывая путь задней, которая полностью открывается за 4 секунды. А чтобы открыть двери из салона, необходимо нажать соответствующие кнопки, встроенные в панели [дверей].
Как обеспечивается безопасность
Как уже говорилось, конструкция дверей «Атома» отличается, в том числе, повышенной жёсткостью. В каждую из дверей встроены дополнительные силовые элементы, так что в закрытом состоянии, благодаря высокой жёсткости конструкции, такие двери фактически заменяют центральную стойку — именно они выполняют её функцию.
При открытии дверей (аналогичный механизм действует и при закрытии) в действие вступает система ADAS: если вдруг сенсоры и датчики, за счёт которых реализована продвинутая система помощи, обнаружат вблизи автомобиля некое препятствие, то открытие дверей будет заблокируется, а система подаст «тревожный» сигнал посредством световой индикации.
Как указывалось выше, каждая из дверей оснащена специальными жёсткими элементами, призванными обеспечить лучшую защиту в случае бокового удара при ДТП. Конструкция здесь продумывалась, без преувеличения, до мелочей: если происходит авария с сильным боковым ударом, то, как заявляется, кинетическая энергия за счёт особенностей конструкции равномерно распределяется по обеим дверям; основной удар при этом принимают на себя массивные пороги, в которые интегрирован усиленный корпус тяговой батареи.
Четыре сценария
Главный конструктор отечественного электромобиля добавляет, что распашные двери «Атома» предлагают четыре сценария открытия. Вот какие:
— Первый — автоматический, когда достаточно нажать одну кнопку
— Второй — классический, для тех, кто привык открывать двери с помощью механической ручки
— Третий («гибридный») — позволяет делать выбор в сторону первого или второго
— Четвёртый («удалённый»): владелец автомобиля для этих целей может задействовать специальное мобильное приложение.
Очевидно, такое разнообразие методов, которыми можно попасть внутрь «Атома», объясняется целевым назначением электромобиля: уже не раз говорилось, что «Атом» в первую очередь позиционируется как современный компактный городской электромобиль, предназначенный для семейного пользования, для такси, а также для каршеринга и служб доставки (есть специальные версии) — здесь важны автоматизация открывания/закрывания дверей, удобное размещение багажа и максимум полезного пространства.
Когда ждать
Уже неоднократно заявлялось, что серийное производство отечественного электромобиля «Атом» начнётся в III квартале 2025 года. Также утверждалось, что на первых этапах уровень локализации российской «электрички» будет на уровне 60–70% (как подсчитывались эти цифры — не понятно).
Это будет заднеприводная «машинка», с батареей на 77 кВт*ч под полом, заряда которой хватает на 500 км запаса хода, и которая получит рулевое управление «по проводам» (Steer-by-wire), т. е. без жёсткой связи между рулём и колёсами.
Кстати, небольшая ремарка по поводу этих самых распашных дверей без центральной стойки: принцип работы нам рассказали, и в целом здесь всё должно быть понятно — как этим пользоваться тоже. Но вот что до сих пор умалчивается, так это страна происхождения механизмов открывания-закрывания и дверных петель. Есть подозрения, что всё это будет не наше — покупное.
Важно ли это сейчас? Надо думать, если проект всё-таки претворят в жизнь и, рано или поздно, удастся наладить массовое производство российского электромобиля «Атом» по «внятной» цене (все поняли, что мы имеем в виду — хотя бы не 4 млн рублей, а лучше 3 и меньше), то все эти компоненты локализуют. И главное сейчас уж точно не «страна происхождения дверных петель».
Но согласитесь, качество и компетенции познаются и в деталях — так что страшного-то ничего нет, но «осадочек» остался.
Из официальных документов по электромобилю «Атом».
Источник: 5koleso.ru