Замена фильтра в коробке автомат
АКПП – один из наиболее дорогостоящих узлов. Неправильная эксплуатация и несвоевременное техническое обслуживание может привести к выходу из строя не только самой коробки передач, но и других не менее важных узлов автомобиля.
Чтобы увеличить срок службы АКПП, необходимо соблюдать некоторые технические условия ее использования. Одно из важнейших условий — это контроль качества и количества трансмиссионной жидкости (ATF) в автоматической коробке передач, а также ее регулярная замена.
Обусловлено это тем, что жидкость, которая под давлением циркулирует в АКПП, не только снижает трение фрикционов, но и уменьшает термические нагрузки трущихся деталей коробки передач. Также важно вместе с маслом АКПП менять и масляный фильтр. В этой статье мы рассмотрим, как заменить фильтр в коробке автомат.
Содержание статьи:
Особенности устройства и расположения фильтрующих элементов автоматической трансмиссии
Начнем с того, что в результате износа детали АКПП разрушаются, частицы попадают в узкие каналы, засоряя их. Это приводит к тому, что смазывающая жидкость через забитые каналы не сможет проникнуть ко всем трущимся агрегатам АКПП, в результате образуется масляное голодание. Также частицы действуют подобно абразиву.
Не трудно догадаться, что в дальнейшем это приводит к образованию задиров на трущихся поверхностях деталей коробки. Для обеспечения чистоты трансмиссионной жидкости применяется внешний или внутренний масляный фильтр АКПП. В его функции входит фильтрация абразивных частиц определенной фракции, которые накапливаются в масле в процессе работы АКПП.
В автоматах от разных производителей устанавливаются различные фильтрующие элементы, которые отличаются друг от друга по способу установки, по качеству фильтрации, по пропускной способности и т. д. Несмотря на все разнообразие устанавливаемых в АКПП фильтров, все они делятся на два вида:
- внешний фильтр («магистральный фильтр») устанавливается снаружи автоматической коробки;
- внутренний фильтр (располагается внутри корпуса автоматической коробки).
Внешний фильтр в АКПП вкручивается в картер коробки, так как именно в нем содержится наибольшее количество смазывающей жидкости. Фильтр по своей конструкции практически ничем не отличается от масляного фильтра ДВС и используется, в основном, на старых автоматических коробках.
Недостатки: такой фильтр имеет довольно малую площадь фильтрации, как следствие, происходит быстрое загрязнение фильтрующего материала и снижение давления трансмиссионной жидкости в коробке автомат. Несвоевременная замена фильтра повлечет преждевременный выход из строя автоматической коробки передач.
Достоинства: фильтр без лишних манипуляций легко снимается и устанавливается, так как в большинстве случаев соединяется с коробкой резьбовым соединением. Еще один плюс такого фильтра — сравнительно низкая цена.
Внутренний фильтр в АКПП расположен внутри корпуса автоматической коробки. Устанавливается на современные автоматические трансмиссии. Недостатки: замена фильтра достаточно трудоемкая (необходимость в демонтаже поддона АКПП, замены прокладки поддона и др.). Еще один минус-большая цена. Достоинства: увеличенная площадь фильтрации, заметно пролонгирован срок службы фильтра (ресурс внутреннего фильтра, в среднем, составляет около 60 тыс. км).
Обратите внимание, некоторые автомобили с автоматической трансмиссией могут иметь одновременно наружный и внутренний фильтры. В этом случае замена внешнего фильтра проводится чаще!
Если говорить о самих фильтрах, составляющие фильтрующего элемента в АКПП следующие:
- Корпус с двумя каналами (входным и выходным). Материал корпуса может быть из алюминия или толстого пластика;
- Фильтрующая поверхность, находящаяся внутри корпуса (специальная бумага-фетр, складывающаяся в форму гармошки или металлическая сетчатая поверхность).
Общий принцип работы фильтра АКПП заключается в фильтрации трансмиссионной жидкости. Масло, попадая во входной канал корпуса, протекает через фильтрующую поверхность (специальная сложенная гармошкой бумага), оставляя мелкодисперсные отложения на ее поверхности. Затем отфильтрованное масло через выходной канал корпуса фильтра попадает обратно в смазывающие магистрали АКПП.
Как выполняется замена фильтра в АКПП
Очищая трансмиссионную жидкость от посторонних частиц, фильтр со временем засоряется и перестает выполнять свои функции. Регламент замены фильтрующего элемента совпадает с регламентом замены смазывающей жидкости в АКПП.
Обратите внимание, у каждого производителя временные показатели по замене трансмиссионной жидкости различные, в зависимости от особенностей технических характеристик того или иного агрегата. При этом на практике также распространены случаи, когда по разным техническим причинам, фильтр потребует замены чаще, чем определяет плановый межсервисный интервал полной замены смазывающей жидкости в АКПП.
Как уже было сказано выше, фильтры в АКПП могут иметь разный фильтрующий материал, влияющий на их срок службы. Это значит, что замена фильтра в АКПП должна проводиться с учетом особенностей такого материала. Как правило, в старых коробках автомат используют в качестве фильтрующего материала металлическую сетку.
Такие фильтры отличаются своей долговечностью и меняются, как минимум, через одну замену масла. Если жидкость в коробке не грязная, достаточно снять металлическую сетку и хорошо промыть. Однако такой фильтр имеет недостаток, так как, улавливая грязь и стружку крупных и средних размеров, пропускает стружку малых размеров. По этой причине в АКПП с сетчатым фильтром жидкость меняют чаще.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что представляет собой фильтр АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какие типы фильтров бывают, чем отличаются друг от друга, как устроен и работает масляный фильтр коробки автомат.
В фильтрах современных автоматических коробок в качестве фильтрующей поверхности используют специальную фетровую бумагу. Такой фильтр будет задерживать все мелкие и крупные дисперсные частицы. Но минус в том, что он быстро засоряется. Замена такого фильтра влечет за собой дополнительные расходы при замене трансмиссионной жидкости в АКПП.
- Если же говорить о самой замене, нужно отдельно изучить мануал, чтобы знать, как заменить фильтр в коробке автомат. Сразу отметим, замена внешнего фильтра АКПП довольна проста. При наличии у автовладельца соответствующего опыта, работы по замене фильтра можно провести самостоятельно, а именно открутив старый фильтр и установив новый.
Замена внутреннего фильтра требует частичной разборки автоматической коробки. Самостоятельно провести замену такого фильтра сложнее, особенно если он установлен в труднодоступном месте (современные АКПП, условно необслуживаемые и часто имеют подобную особенность).
Если же доступ к фильтру есть, достаточно снять поддон, слить масло, открутить старый фильтр и установить новый. Как правило, такую замену совмещают с заменой масла в автомате и проводят как в специализированных сервисных центрах по ремонту и обслуживания коробок автомат, так и своими руками.
Что в итоге
Необходимо помнить, что замена фильтра в автоматической коробке является такой же обязательной процедурой, как и замена самой трансмиссионной жидкости. При этом фильтр и жидкость (ATF), как правило, меняются одновременно.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется замена масла в АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, когда менять масло в коробке автомат, почему нужно это делать, как производится замена и на что обратить внимание при подборе масла.
Напоследок отметим, что регулярная диагностика и проверка состояния масла, замена АТФ и фильтра АКПП, а также правильный подбор трансмиссионной жидкости и соблюдение правил эксплуатации позволит увеличить общий срок службы коробки автомат на 25-40%.