Авто мобилизация: какие машины могут забрать в армию Автомобильный портал 5 Колесо

0 204

Частичная мобилизация взбудоражила умы российских автомобилистов. У некоторых людей возник страх того, что любимые «колеса» вот-вот конфискуют для нужд армии. Стоит ли бояться такой перспективы?

Слухи о том, что полноприводные и легкие коммерческие автомобили могут мобилизовать, посеяли нешуточную панику среди россиян. Подлили масло в огонь и различные интернет-сайты, растиражировавшие непроверенную информацию по соцсетям. Что здесь правда, а что плод бурной фантазии редактора простому обывателю понять очень сложно. Поэтому мы решили во всем разобраться и поставить точку в этом вопросе. Рассказываем, какие машины могут забрать в армию, в каком случае это произойдет, и что делать автовладельцам в случае мобилизации их транспорта.

Так было в СССР

Еще в Советском Союзе на бытовом уровне все знали: случись война – и личная «Нива», «Газик», «Уазик» или любой другой автомобиль с полным приводом отберут для нужд Вооруженных Сил. В том, что такая перспектива может стать реальностью, никто не сомневался: в военкоматах стояли на учете все автомобили подобного рода. Владельцы понимали, что (в случае чего) придется расстаться с движимым имуществом в пользу государства. Требовались транспортные средства для обеспечения мобилизационных мероприятий и использования в частях в виде командирских машин или автомобилей связи, фельдъегерской службы, транспорта полевых госпиталей и т.д.

В списке подлежащих «призыву» при определенных обстоятельствах находились не только легковые и легкие коммерческие автомобили, но и мотоциклы. Военкоматы вели учет всех частных «Уралов» и ИЖей с коляской, равно как и их зарубежных аналогов. Конечно, изъятие мопедов, мокиков, велосипедов и самокатов никому из владельцев не грозило. На «Верховине» или «Риге» вне асфальта далеко не уедешь, а предполагалась езда прежде всего вне дорог. Связистам, посыльным, разведчикам и прочим армейским специалистам требовался транспорт брутальнее и надежнее.

О порядке возвращения и компенсации за использование личного транспорта в армии во времена Советского Союза не рассуждали даже на обывательском уровне. Считалось, что автомобиль либо вернут либо он сгинет в горниле войны и его спишут как боевые потери. Здесь работало правило ленд-лиза: что уничтожено, то возврату не подлежит, а что уцелело – едет обратно к хозяину.

Подразумевалось, что личный транспорт может быть изъят только в случае ведения боевых действий на территории СССР. В случае войны за пределами советского государства такой вариант даже не рассматривался. Так, например, было в случае с введением ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В период 1979-1989 годов ни один личный автомобиль у частников – граждан СССР изъят не был, хотя потребность в легких транспортных средствах существовала. Просто Министерство обороны покрывало потребности за свой счет, благо в стране было много баз хранения вооружения и техники – опыт Великой Отечественной войны научил держать порох сухим и иметь запасы.

Сегодня в России

Обывательские домыслы не имеют ничего общего с реальной действительностью. Еще в конце 90-х годов был принят Указ Президента РФ от 2 октября 1998 года №1175 «Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности», где конкретизированы все важные моменты. Через несколько лет вышел приказ Министра обороны РФ от 14 марта 2014 года №151 «Об утверждении перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям».

Военно-транспортная обязанность распространяется на частников в последнюю очередь, а до этого движимое имущество «призывают» у госструктур и организаций. В частности, в первую очередь нужные армии автомобили мобилизуют у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов самоуправления. В эту волну попадают организации всех форм собственности, на балансе которых есть транспортные средства нужных категорий. Организации – это аэропорты, АЗС, базы временного хранения ГСМ, морские и речные порты и т.д.

Но давайте о главном. Многие путают два понятия: мобилизация и частичная мобилизация. В первом случае мобилизация транспорта почти неизбежна, во втором – маловероятна. Скажу прямо: страхи относительно изъятия личного транспорта при проведении специальной военной операции (СВО) российскими Вооруженными Силами на территории Украины не обоснованы, и вот почему.

Во-первых, с юридической точки зрения СВО, как и контртеррористическая операция, не является войной. А законом в этом случае не предусмотрена передача личного транспорта военным. Во-вторых, это крайняя мера. Даже объявление войны не означает автоматический «призыв» частных автомобилей на военную службу. Произойти это может только в крайних случаях, при возникновении реальной потребности. А реальность такова, что в штатной структуре Вооруженных Сил РФ достаточно своего транспорта. Так что изымать машины просто потому, что «так положено», никто не собирается. По крайней мере, во время проведения СВО. В-третьих, в рамках Указа Президента РФ о частичной мобилизации пока ни о каком изъятии личного транспорта речь вообще не идет, хотя в теории такое возможно при выходе особого распоряжения. И то в этом случае речь пойдет не о всех автомобилях, а только о машинах категории M1G и N1G. Гадать на кофейной гуще, относится ваш транспорт к указанным категориям или нет, не нужно – в ОТТС она указана. Владельцам таких транспортных средств при необходимости будет сообщено, когда и куда нужно пригнать свой автомобиль, но в настоящее время речь об этом не идет и в рамках частичной мобилизации вряд ли дойдет вообще.

Категории машин, которые попадают под мобилизацию

Категория M1G – это, по сути, те же автомобили категории М1, только с полным приводом. Она объединяет транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие (кроме водительского) не более восьми мест для сидения. Приставка G как раз указывает на вездеходные способности.

Следует уточнить, что в случае мобилизации автотранспорта под категорию M1G попадают не только полноприводные автомобили, но и моноприводные (на переднюю или заднюю ось) с возможностью синхронного привода. Техника должна обладать блокировкой межосевого дифференциала, иметь дорожный просвет под передним и задним мостом не менее 180 мм. Под центральной частью такого авто расстояние между днищем и уровнем дороги должно быть не менее 200 мм. Машина должна обладать короткими передним и задним свесами, углом въезда не менее 25˚и лом съезда 20˚ и более. Проще говоря: армии нужна техника для движения по бездорожью, а не асфальтные паркетники, пасующие перед первой же глубокой грязевой лужей.

Когорту M1G составляют Lada Niva Legend, Chevrolet Niva, Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Outlander и т.п. Но и они вряд ли встанут в армейский строй по первому зову. Те, кто поедет на призывной пункт в первую очередь, перечислены в Приложении-1 к приказу Министра обороны РФ от 14 марта 2014 года №151. Речь об отечественных внедорожниках: УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 (UAZ Patriot) и др.

Техника, относящаяся к категории N1 передаче в военкомат не подлежит. А вот маркированная как N1G, что называется, в самый раз. Это автомобили полной массой до 3,5 тонн, предназначенные для перевозки грузов и имеющие полный привод.

Первыми, в случае чего, в войска поедут личные «Уазики», «Соболя», тяжелые внедорожники с приводом 4х4. Владельцам компактных паркетников и обычных легковушек беспокоиться не о чем. Даже самый массовый сегмент «полуторок» – наши славные «ГАЗели» – далеко не первые кандидаты на «призыв». Правда, понадобиться могут транспортные средства категорий М2 и М3 для перевозки от 8 до 22 пассажиров, обладающие полной массой свыше 5 т. Наряду с автобусами может понадобиться тракторная и прицепная техника, но сейчас говорить об этом не приходится. К слову, мобилизации подлежат грузовики (категория N), прицепная техника грузоподъемностью 0,75-10 т (категория О). Проще говоря, садовые и дачные прицепы «призывать» никто не будет. Всего категорий транспортной мобилизации пять, но голову этим забивать не нужно.

Какие транспортные средства нужны армии

Кто может быть «призван» по мобилизации в первую очередь – так это бронеавтомобили, амфибии, гусеничные вездеходы, транспортеры-тягачи, снегоболотоходы, квадроциклы и им подобная техника для бездорожья. В списке есть строительная техника, но для большинства граждан это не актуально – они таким имуществом не владеют.

В любом случае даже владельцам подходящего транспорта именно сейчас дергаться и суетиться не нужно. Никакой мобилизации транспортных средств в настоящее время не проводится, и в обозримой перспективе проводиться не будет. Кроме того, при наступлении такой потребности ни о каком дарении движимого имущества речь не идет. При изъятии транспорта для нужд армии владельцам будет предусмотрена компенсация в установленном порядке. Но пока официальных документов о транспортной мобилизации не принято, то и обсуждать больше нечего!

…Кстати, уголовной ответственности за непредоставление автомобиля при мобилизации транспорта законом не предусмотрено. Согласно статье 19.25 КоАП РФ, для юрлиц за это грозит штрафом до 20 тыс. руб., а физическим лицам – всего 300-500 руб. Никого ни к чему не призываю: это просто информация к сведению. И повторю: реальные поводы для суеты вокруг транспортной мобилизации отсутствуют! Эта волна обывательских страхов как внезапно поднялась, так быстро и сойдет на нет.

Источник: 5koleso.ru

Leave A Reply

Your email address will not be published.