Автоэксперт Стрельников: Автобренды Европы столкнутся в РФ с новой реальностью
На фоне разговоров об ослаблении санкций и улучшении геополитической ситуации активно обсуждается возможность возвращения на российский рынок Hyundai, Kia, Toyota, Renault и BMW. Однако, после трех лет отсутствия, их реинтеграция представляется крайне сложной задачей. По словам Александра Стрельникова, основателя RusTransChina, санкции, изменение логистики и вкусов потребителей сформировали новую реальность: «На фоне доминирования китайских марок (73% продаж в 2024), возвращение Mercedes, BMW или Hyundai равносильно попытке оживить безнадежного пациента».
Психология российских покупателей сильно изменилась. В 2021 году 68% премиум-клиентов предпочитали немецкие марки, но к 2025 году этот показатель упал до 19%. Китайские Zeekr и Hongqi заняли 40% рынка автомобилей дороже 5 млн рублей, предлагая передовые технологии по сниженной цене.
Стрельников отмечает в разговоре с «РГ», что, хотя 54% россиян ассоциируют немецкие авто с престижем, лишь 12% готовы за это платить. Доверие подорвано отключением сервисов ConnectedDrive и MBUX в 2022 году, превратившим многие BMW и Mercedes в «цифровых зомби».
Даже при снятии ограничений, возвращение потребует усилий. Михаил Попов из «Санрайз Групп» считает, что даже теоретический возврат BMW под брендом Bavaria Motors через Казахстан сопряжен с юридическими рисками.
Необходимо перестроить систему расчетов (83% через посредников), перезаключить контракты (60% разорваны) и восстановить сеть сервисных центров, потерявшую 340 точек.
Китайские производители, напротив, закрепились благодаря интеграции с 5G, адаптации к российскому климату и агрессивной ценовой политике (маржа 8% против 25-30% у европейцев). Например, Zeekr 001 предлагает 800 км пробега и систему автономного вождения NIO Pilot за 6.2 млн рублей, а аналогичный BMW iX стоит от 11 млн.