Автозаводы попали в бан: чем грозят новые санкции АВТОВАЗу, «Соллерсу» и «Москвичу»? Автомобильный портал 5 Колесо
Ничего удивительного и неожиданного в этом сообщении нет. Министерство финансов США на днях обновило список российских компаний и граждан, в отношении которых вводятся санкции. В него впервые попали автомобильные корпорации АВТОВАЗ, «Москвич» и Sollers. Странно только одно: почему этого не произошло раньше?
Знакомимся с заявлением американского Минфина. Что ж, здесь есть конкретика: санкции вводятся именно с целью препятствия российскому автомобильному производству. Всему. Если раньше американцы хотели навредить конкретно г-ну Дерипаске за его связь с Путиным, а уже через него всему ГАЗу, то теперь виноватым оказался уже сам завод. Глупо напоминать, что когда-то он появился на свет при участии более порядочных американцев. Ну, а чтобы не ограничиваться только одним заводом, в тот же список внесли АВТОВАЗ, «Москвич» и Sollers. То есть в этот раз под удар попали производители обычных гражданских автомобилей, которые никак не связаны с выпуском военной техники или техники двойного назначения.
При всем при этом данные санкции представляются заокеанским собратьям по разуму гуманными. Они особо отметили тот факт, что от новых ограничений не должны пострадать ни сельское хозяйство, ни медицина. А данное расширение – это просто исполнение решения глав «Большой семерки», принятого на встрече в Японии еще в мае сего года. В итоговом заявлении лидеров семи стран было тогда сказано о необходимости принять меры против российской индустрии, строительного и транспортного секторов.
Нелишне будет заметить, что вместе с перечисленными заводами дядя Сэм решил наказать компанию «Автодор», занимающуюся строительством дорог, а также «Итэлму», выпускающую системы АБС и ЭРА-ГЛОНАСС, и даже «Тонар» с его прицепами для грузовиков.
Как все это отразится на деятельности «наказанных» компаний? Понятно, что все они давно пытаются перестроить свой бизнес таким образом, чтобы перейти на каналы поставок, не зависящие от заокеанских настроений. Но понятно и то, что главная ставка при этом делается на сотрудничество с КНР. Кроссовер Lada X-Cross 5 (читай – китайский FAW Bestune T77) планируется собирать в Питере. Нынешний «Москвич» ориентирован на машинокомплекты китайской компании JAC. Группа ГАЗ рассчитывает на локализацию китайских дизелей для семейства «Газель», а также на сборку среднетоннажных и тяжелых грузовиков из китайских машинокомплектов под собственным брендом «Валдай» на основе моделей Foton. Что до Sollers, то во Владивостоке и Елабуге выпускают под собственным брендом пикапы и фургоны на базе моделей JAC.
Короче говоря, все зависит от «ветра с Востока» – будет ли он довлеть над ветром с Запада? Пока что все тихо, да и в «Большую семерку» КНР не входит. При этом РФ и КНР состоят в БРИКС и развивают сотрудничество. Еще есть Иран и Турция, но здесь строить прогнозы совсем уж сложно. Открыто бодаться с американцами желающих мало.
Впрочем, вернемся к КНР – здесь возможно различные варианты. Если владельцы китайской компании – американцы, то ответ ясен: никакого сотрудничества с опальной Россией не будет. Если китайская компания имеет какие-то обязательства перед американскими коллегами, в том числе использует тамошние лицензии, то решение остается за китайцами – может быть и так, и сяк. Ну, а если «в порочащих связах замечены не были», то рисков при дальнейшем сотрудничестве с РФ вообще нет – по крайней мере, пока нет.
Впрочем, китайцы не склонны к авантюрам. Они не случайно выпускают у нас свою продукцию под какими-то локальными брендами типа того же «Москвича». Это позволяет им считать себя непричастным к российскому автомобильному производству.
В целом же ситуация не радует. Как не вспомнить автопром полувековой давности, который вообще не зависел от какого-либо импорта и уж тем более от санкций. Технический уровень, требуемый сегодня, конечно же, выше того, что был раньше, но и производство тех же карбюраторов требовало солидной оснастки. А сегодня многие автолюбители искренно предлагают возобновить производство какие-нибудь ВАЗ-2109: дескать, такие простенькие машинки будут пользоваться спросом.
Наивное пожелание, конечно же, но зато – искреннее…
Что еще почитать:
АВТОВАЗ запустил продажи автомобилей по заводской цене: рассказываем, какие есть нюансы
Источник: 5koleso.ru