Чем живет параллельный импорт в изменившихся условиях
фото: tarantas.news
Дилеры рассказали, что стало с параллельным импортом после ужесточения правил
Минувшим августом Андрей Васильев, директор центра технической экспертизы ФГУП «НАМИ», а наряду с ним и некоторые другие эксперты отрасли, высказали предположение, что в октябре количество импортируемых в Россию альтернативными путями ТС уменьшится. Основание для такого прогноза было – аналитики ссылались на то, что с 1 октября 2023 года упрощенный порядок оценки соответствия ТС требованиям техрегламента не будет действовать для некоторых марок. То есть они будут заново проходить экспертизу по правилам техрегламента.
Октябрь, как все мы видим, подходит к концу, и портал «Тарантас Ньюс» решил узнать у ведущих игроков рынка, сбылись ли пессимистические прогнозы, и, в принципе, что изменилось в отношении параллельного импорта?
«Сегодня объемы завезенных по параллельному импорту автомобилей пробивают границы рынка спроса его потребителей. — говорит Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ „Авилон“. — Этим бизнесом стало занимается огромное число физических и юридических лиц, не имеющих соответствующего опыта. Складывается ощущение, что таким бизнесом занялись все, у кого есть на то денежные средства. Любой крупный дилер, продающий сегодня автомобиль из параллельного импорта, если он дорожит своей репутацией, обязан ввозить его с НДС, таможить на территории РФ, давать гарантию. Если этого не происходит, то такой дилер переносит себя и своих покупателей в рисковое поле, которое повлечет за собой в самом ближайшем будущем немалые сложности».
По словам эксперта, про покупку новых машин у физлиц не стоит даже начинать говорить: «Риск номер один — покупка машин, ввезенных на частных лиц, где в таможенной декларации в несколько раз занижена цена на товар. Эти выпадающие налоги будут затребованы в скором времени с владельцев ТС через ограничительные меры на регистрационные действия. Основная их масса ввозится через Киргизию. К примеру, автомобиль Lixiang Li 9, стоимостью за рубежом выше 55 тыс. долларов, декларируется в ГТД как товар, ценой в 5 000–10 000 долларов. Вывод: необходимо проверять размер цены товара в ГТД, чтобы не иметь проблем».
«С недавнего времени правительство РФ существенно подняло пошлину по утильсбору, который должен быть оплачен с каждого ввозимого автомобиля, и зависит от объема двигателя, правда, здесь есть свои тонкости и нюансы, — отмечает Вячеслав Житков, основатель и действующий автоэксперт компании по автоподбору Autoskan. — Каждый автомобиль, ввозимый для коммерческих целей, т. е. приобретаемый за границей и привезенный к нам для дальнейшей продажи, облагается полной стоимостью утильсбора и неизбежно попадает в итоговую стоимость ТС. Например, при импорте 2,5-литровой подержанной Toyota Camry из Китая физлицо платит 5200 рублей, но если машина продается менее чем через год, то необходимо доплатить разницу до 1,279 млн рублей. То есть утильсбор возрастет в 246 раз. Но если тот же автомобиль ввезен и растаможен сразу на конечного потребителя, и он его не продает в течение первого года, то этот повышенный сбор его минует».
Выжить-то выживет, но какой ценой?!
Взвешивая «за» и «против» параллельного импорта, Вячеслав Житков убежден, что он так и останется востребованным, поскольку «позволяет расширить и без того скудный ассортимент на отечественном рынке ТС, позволяет ввозить и продавать те бренды и марки, которые ушли из России, а также позволяет покупать более выгодно то, что нравится. А там, где есть спрос, всегда будет предложение».
«В целом, рынок у профессиональных игроков приобретает цивилизованные рамки, — говорит Ренат Тюктеев. — Растет доля премиальных машин китайских марок, не представленных в России официально. Сервисы набирают необходимую массу запчастей и опыт ремонта». Аналогичное суждение высказывают и в пресс-службе ГК «Обухов»: «Поставки машин по линии параллельного импорта, скорее всего, будут лишь набирать обороты, и скоро мы увидим на наших дорогах много интересных автомобилей»,
«За последние 2 года, — уточняет Вячеслав Житков, — стоимость автомобилей в России выросла в 2 раза, однако их как покупали, так и будут покупать. Другой момент, что теперь конечному потребителю приходится платить больше прежнего, беря на себя большую финансовую нагрузку. Но это уже другая совершенно история».