Если стучит цепь ГРМ: можно ли ездить когда гремит цепь
Привод механизма газораспределения на подавляющем большинстве двигателей реализован за счет цепной или ременной передачи. При этом цепь ГРМ считается более надежным и долговечным решением, так как газораспределительный механизм не требует обслуживания на протяжении, как минимум, 80-120 тыс. км.
Важно понимать, что цепь ГРМ также нуждается в периодической замене. Если гремит цепь ГРМ – ездить на машине крайне нежелательно. Важно понимать, что если симптомы износа цепи незначительные и цепь стучит не сильно, машину можно эксплуатировать без нагрузок крайне непродолжительное время (фактически, чтобы своим ходом доехать до сервиса).
Сильный стук, скрежет, пропуски зажигания, сбои в работе ДВС четко указывают на то, что двигатель лучше не запускать. В такой ситуации следует доставить авто в сервис на эвакуаторе. Если цепь ГРМ сорвется, может загнуть клапана, повредить поршни и т.д. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Стук цепи в двигателе: как определить
Начнем с того, что цепной привод может быть установлен как на бензиновых, так и на дизельных авто. На обоих типах силовых агрегатов верным признаком проблем с цепью можно считать появление лязгающего, металлического стука в области расположения цепи (зачастую под передней крышкой двигателя).
Цепь ГРМ стучит преимущественно в трех случаях:
- гремит на холодном моторе и затихает с прогревом;
- стук продолжается на «горячую», но может стать немного тише;
- после прогрева на холостых не стучит, но есть стук цепи под нагрузкой под сброс газа.
Звук цепи обычно лучше прослушивается на холодном моторе и немного затихает или даже полностью пропадает с прогревом. В любом случае, если бензиновый мотор работает как дизель, (дизеление двигателя) приводу ГРМ нужно уделять особое внимание.
В случае с дизельным мотором, который сам по себе более вибронагружен и работает шумнее, владелец может сразу не выявить посторонних звуков, особенно на начальном этапе. По этой причине рекомендуется внимательно прислушиваться к звуку работы мотора при каждом пуске, особенно на холодную.
В любом случае, как для бензиновых ДВС, так и для дизельных двигателей, необходимо периодически проверять привод ГРМ в рамках прохождения плановых ТО. Опытные специалисты могут воспользоваться стетоскопом, а также отдельно изучить совокупность других признаков, после чего принимается решение о необходимости замены привода газораспределительного механизма.
Растяжение, проскакивание или обрыв цепи ГРМ: последствия
Следует отметить, что многие автолюбители часто затягивают с вопросом замены цепи ГРМ и продолжают активно ездить на машине. Причина вполне очевидна. Дело в том, что данная процедура требует определенных финансовых расходов, причем на некоторых моторах весьма серьезных.
Двигатель нужно частично разбирать (снимается крышка), выполнять замену цепи, а также параллельно требуется замена целого ряда других элементов (натяжитель, успокоитель цепи, сальники, прокладки, болты и т.д.).
При этом не все автовладельцы знают, что сбои в работе мотора могут четко указывать на механизм газораспределения и являться признаками критических проблем с цепью. В свою очередь, симптомы быстро прогрессируют. В конечном итоге цепь ГРМ проскакивает или рвется.
Последствия обрыва цепи ГРМ следующие:
- происходит удар клапанов об поршни (гнет клапана);
- кроме клапанов, возникают повреждения самих поршней, зеркала цилиндров;
- в отдельных случаях блок цилиндров пробивает, появляются дефекты коленчатого вала, распределительного вала и т.д.
Не трудно догадаться, если порвалась цепь ГРМ, что будет с двигателем. В первом случае двигатель еще можно восстановить, тогда как во втором и в третьем владелец, сталкивающийся со всеми вытекающими последствиями в виде дорогостоящего ремонта двигателя, чаще сразу меняет мотор на контрактный. Причина — предельно высокая стоимость ремонта или даже невозможность восстановить имеющийся силовой агрегат.
Кстати, на старых моторах проблема не была настолько серьезной. На поршнях выполнялись специальные проточки (так называемые «безвтыковые» поршни). В случае обрыва привода ГРМ (цепи или ремня), клапана не упирались в поршень, так как попадали в проточки без последствий для двигателя. При этом современные моторы не имеют таких проточек, так как проточки на поршне означают уменьшение степени сжатия, что также снижает и мощность двигателя.
Вполне очевидно, что за исправностью ГРМ, а также состоянием привода данного механизма, на современных моторах нужно постоянно следить. Если же появился стук или цепь стала греметь внутри, это повод для немедленного проведения диагностики двигателя.
Стучит цепь ГРМ: на что обратить внимание
С учетом достаточно высоких рисков, следует обращать внимание на малейшие признаки неисправности привода ГРМ. Как правило, на необходимость диагностики и замены цепи ГРМ указывают следующие признаки:
- натяжитель цепи вышел более чем на 70% (проверяется визуально через заглушку путем осмотра меток на натяжителе);
- шумная работа двигателя на холостых оборотах (когда отчетливо прослушивается металлический шум или лязг при запуске двигателя или в процессе его работы);
- цепь ГРМ стучит и гремит на холодную и/или на горячую (явный шум, идущий со стороны крышки привода ГРМ);
- плавают обороты двигателя на ХХ, работа мотора нестабильна, имеются проблемы с запуском, пропала мощность двигателя, горит чек двигателя и т.д.
При этом далеко не всегда в двигателе может присутствовать постоянный металлический шум. Часто бывает так, что стучит (гремит) цепь ГРМ на холодную или на горячую. В этом случае стук или лязганье цепи привода газораспределительного механизма проявляется только при определенных условиях. Также металлический шум в двигателе может и пропадать, особенно на ранних этапах, когда износ привода ГРМ только начинается.
Почему гремит цепь в двигателе
На практике, если привод ГРМ отработал более 100-150 тыс. км пробега, появляется стук в результате износа. Можно выделить как износ самого цепного привода, так и натяжителя цепи. Для лучшего понимания давайте поверхностно рассмотрим общий принцип работы системы.
На большинстве современных моторов натяжитель цепи гидравлический. Общий принцип работы сводится к тому, что из системы смазки в натяжитель попадает обычное моторное масло. Далее создается давление масла, под воздействием которого происходит выдвижение штока гидронатяжителя цепи. Указанный шток давит на башмак или воздействует на шестерню, в результате чего цепь натягивается.
С учетом того, что цепь имеет свойство растягиваться, наступает момент, когда даже исправный гидронатяжитель не в состоянии натянуть цепь должным образом. В свою очередь, цепь начинает болтаться, стучать по крышке и шуметь при работе двигателя.
Также проблемы могут возникать и с самим натяжителем. Фактически, гидронатяжитель можно считать своеобразным клапаном, который срабатывает от давления масла. Если происходит износ или загрязнение, работа натяжителя нарушается, он перестает натягивать цепь. При этом недостаточно натянутый цепной привод будет производить шум, цепь в двигателе лязгает, стучит и шумит.
Шумит цепь ГРМ на «холодную» и/или на «горячую»
Во многих случаях владельцы сталкиваются с тем, что можно услышать посторонние звуки при работе двигателя стразу после его запуска, то есть «на холодную». Также шум в двигателе может быть более сильным, когда наружная температура достаточно низкая. При этом с прогревом стуки в области привода ГРМ пропадают.
- В этом случае проблема может заключаться как в приводе или натяжителе, так и в моторном масле и его давлении. Например, если в двигатель залито неподходящее по допускам и вязкости или неправильно подобранно по сезону моторное масло. В этом случае давления «на холодную» может быть недостаточно.
В свою очередь, натяжитель цепи нормально работать также не будет и мотор шумит. При этом цепь ГРМ перестает греметь с ростом температуры двигателя, так как масло разжижается, повышается его прокачиваемость и появляется нужное давление для полноценного срабатывания гидронатяжителя.
В подобной ситуации рекомендуется немедленно заменить моторное масло, причем необходимо выполнить промывку двигателя перед заменой масла в обязательном порядке. Такой подход позволит промыть не только систему смазки, но и гидронатяжитель.
Также нужно подобрать наиболее подходящий для двигателя тип моторного масла (по вязкости, по сезону, с учетом износа мотора и условий его эксплуатации, а также принимая во внимание все допуски и рекомендации производителя автомобиля).
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель троит, работает нестабильно, горит чек и т.д. Из этой статьи вы узнаете об основных проблемах, которые приводят к сбоям в работе мотора, а также о способах диагностики подобных неисправностей.
Как правило, если привод ГРМ не изношен, на неподходящем масле даже полностью исправный натяжитель может начать работать некорректно. При этом грамотно выполненная замена масла в двигателе в подобной ситуации часто решает проблему стука цепи «на холодную».
- Теперь перейдем к стуку «на горячую». В случае, когда цепь ГРМ гремит уже на прогретом моторе, основная причина в износе привода. Выйти из строя может натяжитель или сама цепь привода механизма газораспределения.
Что касается цепи, на современных моторах, которые подвержены максимальному облегчению одновременно с высокой степенью форсирования, цепь ГРМ сильно и достаточно быстро вытягивается. Также в последние годы производители активно используют так называемые «пластинчатые» цепи вместо роликовых.
Так вот, если раньше прочные роликовые цепи на атмосферных моторах можно было не менять до 200-250 тыс. км. пробега и более, ожидать такого же срока службы от современных решений никак не стоит. На практике, пластинчатая цепь на турбомоторах может потребовать замены уже к 60-70 тыс. км пробега, а на атмосферных двигателях к 100-120 тыс. км.
Если же установлена роликовая цепь, такое решение считается более долговечным. Однако следует помнить, что даже такая цепь растягивается, только произойдет это позже. При этом растяжение на 10-15 мм уже считается достаточно сильным, так как натяжитель уже не способен компенсировать такой износ и цепь может перескочить на шестерне. Как минимум, это приведет к сбоям в работе мотора. Если же проскакивание цепи будет слишком сильным (на несколько зубьев сразу), возникает большой риск погнуть клапана.
Стук цепи в двигателе: можно ли ездить
Если в двигателе гремит цепь ГРМ, от эксплуатации автомобиля лучше сразу отказаться. В том случае, если стук цепи незначительный и проявляется только на «холодную», при этом заменой масла решить проблему не удалось, допускается непродолжительная эксплуатация ДВС.
Главное, чтобы звук не усиливался и не прогрессировал, а также не проявлялся на горячую. В таком случае машину можно эксплуатировать в максимально щадящем режиме (без нагрузок, резких смен режимов работы, высоких оборотов и т.п.). При этом важно понимать, что речь идет о нескольких десятках или максимум паре сотен километров, но не более того.
Еще следует помнить, что риск проскакивания на зубьях или полного обрыва цепи ГРМ существует всегда, даже если стучащий металлический звук незначительный и не усиливается.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что при возникновении любых посторонних стуков и шумов в двигателе оптимально прекратить эксплуатацию и сразу доставить автомобиль для диагностики и определения причины.
Если было установлено, что стучит цепь ГРМ, не рекомендуется менять элементы привода по отдельности. Это значит, что производить замену лучше комплектом. Дело в том, что даже если, например, гидронатяжитель исправен, заменить только одну растянутую цепь будет неправильно.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, цепь ГРМ или ремень ГРМ. Из этой статьи вы узнаете об основных плюсах и минусах цепи и ремня ГРМ, а так же какой тип привода механизма газораспределения лучше в том или ином случае и почему.
Основная причина — остаточный ресурс других деталей неизвестен. На практике, это может привести к необходимости скорой повторной разборки двигателя и замены изношенных элементов. Также в значительной степени понижается общая надежность привода ГРМ, что может в дальнейшем стать причиной серьезных поломок ДВС и сбоев в его работе в рамках активной эксплуатации автомобиля.