Как самостоятельно заменить ШРУС
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, граната) имеет ограниченный ресурс, поэтому его приходится периодически менять. Технология замены ШРУС на большинстве автомобилей одинакова как для передней, так и для задней оси. Прочитав статью, вы узнаете, как заменить ШРУС и какие инструменты понадобятся для этого.
Содержание статьи:
Виды ШРУС
На легковых автомобилях применяют шарниры двух видов:
- Рцеппа.Трипод.
ШРУС типа Рцеппа состоит из сепаратора, обоймы и шести шариков. Преимущество такого типа шарнира в его невысокой стоимости. Максимальный угол, при котором работа шарнира не вызывает серьезной потери мощности, составляет 40 градусов. ШРУС типа трипод более сложен в производстве, но обладает большим диапазоном осевого перемещения (до 2 см). максимальный угол поворота трипода составляет 30 градусов. Оба вида шарниров закрывает резиновый пыльник, защищающий смазку от попадания пыли или грязи. Если пыльник пробит, то внутрь попадает грязь, что сокращает срок службы шарнира в десятки раз.
Приводной вал
Для передачи крутящего момента от КПП к колесам необходима конструкция, состоящая из двух шарниров, которые соединяет толстостенная стальная труба. Такую конструкцию называют приводным валом. ШРУС надевают на шлицы трубки и фиксируют с помощью стопорного кольца. Трипод устанавливают жестко, шестишариковый шарнир ставят так, чтобы трубка могла перемещаться внутри него. Это необходимо для компенсации изменения расстояния от коробки передач до гайки наружного шарнира. Внутренняя граната и сальник коробки передач образуют один катет прямоугольного треугольника, внешний шарнир и подвеска второй. Сальник и наружный шарнир образуют гипотенузу, длина которой зависит от расстояния между коробкой и центром колеса.
Диагностика ШРУС
Диагностику шарниров необходимо проводить каждые 2–3 тысячи километров. Также необходимо провести осмотр ШРУС, если вы проехали по гравийной дороге или мелкому щебню. Это позволит вовремя заменить пробитый или порванный пыльник. Для диагностики необходима яма или подъемник, но можно воспользоваться домкратом и двумя подпорками. Поднимите переднюю правую сторону автомобиля и подставьте страховочную подпорку. Затем сделайте то же самое с передней левой стороны.
Слегка покачайте машину, чтобы убедиться, что она не упадет на вас из-за неловкого движения. Пренебрежение этим правилом может привести к тяжелым травмам, увечью или гибели находящегося под машиной человека.
Проворачивая колеса, осмотрите каждый пыльник. Если пыльник порван или на нем есть пробоины, его необходимо заменить. Осмотрите стык коробки передач и внутренней гранаты – если нашли капельки масла, необходимо заменить сальник. Проведите такую же диагностику на задней оси. Опустите автомобиль на землю, выверните руль до упора вправо и плавно начните движение. Если шарнир хрустит или стучит, его необходимо заменить.
Что необходимо для замены ШРУС
Для работы вам потребуются:
- новый шарнир, соответствующий автомобилю;новый пыльник;молибденовая смазка для ШРУС (не используйте графитовую, она сильно сократит срок службы шарнира);новая гайка наружного шарнира;набор ключей;молоток;зубило;съемник рулевого пальца;домкрат и две подпорки (на яме или подъемнике менять шарниры удобней, но не у каждого они есть);помощник.
Как поменять ШРУС на передней оси
- Ослабьте колесные гайки и вывесьте переднюю часть автомобиля как описано выше, затем снимите колеса.Попросите помощника нажать на тормоз, чтобы зафиксировать ступицы и открутите гайку наружного шарнира, затем вытащите мощную опорную шайбу.Открутите гайки или болты, соединяющие шаровую опору с нижним рычагом или поворотным кулаком, в зависимости от того, что проще или удобней (зависит от типа подвески и модели автомобиля).Расшплинтуйте и открутите гайку рулевого пальца.С помощью съемника вытащите палец из амортизаторной стойки.Отожмите нижний рычаг подвески, затем потяните амортизаторную стойку на себя таким образом, чтобы она сошла с шарнира.С помощью монтажной лопатки или широкой мощной отвертки вытащите внутренний шарнир из коробки передач. Если вы снимаете оба приводных вала, то вставьте в отверстия коробки куски подходящего по диаметру резинового шланга. Это предотвратит выпадение сателлитов. Не вставляйте отвертку или лопатку глубоко, чтобы не повредить сальник.
Если необходимо, замените сальник. На большинстве автомобилей сальник вставляется снаружи КПП. Подцепите сальник металлическим крючком, вытащите его наружу, вставьте в коробку новый и утопите с помощью соответствующей оправки.Очистите приводной вал от грязи.Снимите хомуты и сдвиньте пыльник по валу, чтобы открылся доступ к внутренностям гранаты.Извлеките стопорное кольцо, которое удерживает обойму, затем снимите ее.Снимите стопорное кольцо, которое удерживает обойму на трубе приводного вала.Снимите с трубки вала пыльник.Установку проводите в обратном порядке.Внутренний шарнир необходимо вставлять слегка проворачивая, чтобы совпали шлицы.Затянув гайку наружной гранаты, закерните ее.
Объем смазки для каждой гранаты, а также моменты затяжки гаек указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Как поменять гранату на задней оси
- Вывесьте зад автомобиля.Определите, что проще открутить – крепление рычагов амортизационной стойки или редуктор (эту операцию выполняют по-разному даже на одном и том же автомобиле, смотря кому и как удобней).Опустите редуктор или потяните на себя стойку, чтобы вытащить гранаты из своих посадочных мест. На некоторых автомобилях наружная граната прикипает к ступице. Если такое произошло, придется снимать стойку, греть ступицу газовым резаком и выбивать из нее вал шарнира.Замену гранаты проводите так же, как описано в предыдущем разделе.Установку приводного вала проводите в обратном порядке.Не забудьте закернить гайку наружной гранаты.
Вывод
Теперь вы знаете, как заменить ШРУС и какие меры предосторожности необходимо принять. Это поможет вам самостоятельно обслуживать свой автомобиль.