Вода вместо антифриза в системе охлаждения двигателя: в чем опасность

0 150

Вода вместо антифриза в системе охлаждения двигателя: в чем опасность

Рабочей жидкостью в системе охлаждения двигателя является антифриз или ТОСОл.  Концентрат антифриза представляет собой смесь этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, спиртов одноатомных и пакета присадок. При этом указанный концентрат также необходимо в обязательном порядке смешивать с водой в определенных пропорциях.

При этом также хорошо известен факт, что до появления антифризов в систему охлаждения старых двигателей заливали только воду. По этой причине у многих автолюбителей возникает вопрос, можно ли залить воду вместо антифриза. Обратите внимание, заливать воду можно, но только в крайних случаях, а также отдельно учитывая целый ряд нюансов!

Еще важно учесть, какую именно воду заливали в систему охлаждения мотора. Дело в том, что последствия для двигателя и системы охлаждения будут разными в зависимости от того, какая вода была залита, дистиллированная или обычная водопроводная. Подробнее читайте в нашей статье.

Можно ли залить воду вместо антифриза летом

Вода вместо антифриза в системе охлаждения двигателя: в чем опасность

Прежде всего, важнейшим свойством антифриза является то, что такая жидкость, в отличие от воды, не замерзает при низких температурах. В свою очередь, лед не образуется, что исключает риски разрыва патрубков, каналов и других деталей системы охлаждения и самого двигателя.

Вполне очевидно, что если залить воду вместо антифриза зимой, ее нужно будет постоянно сливать из двигателя и системы охлаждения после остановки двигателя перед постановкой машины на длительную стоянку. Другими словами, если наружная температура может опуститься ниже ноля градусов Цельсия, воду из системы нужно в обязательном порядке и полностью сливать до остывания мотора.

Другое дело, летний период. Как может показаться на первый взгляд, летом вполне допускается вместо тосола или антифриза использовать обычную воду. На самом деле, воду залить можно, но делать это крайне нежелательно!  Сразу отметим следующие нюансы:

  • без острой необходимости заливать воду вместо антифриза настоятельно не рекомендуется (под такой необходимостью следует понимать неисправности, связанные с сильным понижением уровня ОЖ в системе, при этом нужно продолжить движение на авто);
  • после долива большого количества воды или полной заправки системы водой вместо антифриза необходимо как можно быстрее произвести замену антифриза или, как минимум, нормализовать его плотность.

С одной стороны, вода по своим свойствам в плане отвода тепла не уступает антифризу. Это значит, что двигатель не должен перегреваться, особенно если не нагружать силовой агрегат.  Однако проблема основная проблема заключается не в перегреве. Вода не способна защитить двигатель и детали системы охлаждения от коррозии, скопления загрязнений и отложений и т.д.

Более того, заливать в систему охлаждения можно только дистиллированную воду. Дело в том, что в питьевой или технической воде содержится большое количество солей, известняка и других примесей. В результате в системе охлаждения быстро образуется осадок в виде накипи.

Указанная накипь не приводит к активной коррозии, однако вполне может быстро закупорить тонкие каналы радиатора охлаждения и других элементов.  Давайте рассмотрим все недостатки использования воды в системе охлаждения более подробно.

Вода вместо антифриза: последствия

Вода вместо антифриза в системе охлаждения двигателя: в чем опасность

Итак, в качестве рабочего тела для отвода и переноса тепла вода вместо антифриза может использоваться, но даже в этом случае нужно соблюдать осторожность.  Дело в том, что в современных системах охлаждения создается определенное давление, чтобы повысить порог закипания охлаждающей жидкости. Все дело в том, что современные моторы теплонагруженные, диапазон рабочих температур может составлять от 105-115 градусов по Цельсию и выше. 

В свою очередь, вода вместо антифриза будет более активно испаряться, общая температура двигателя в штатном режиме может быть выше на несколько градусов.  Получается, система охлаждения будет работать под максимальной нагрузкой, фактически, на пределе. Это значит, что если вынужденно пришлось залить в систему охлаждения воду, двигатель никак нельзя нагружать, поднимать обороты выше средних и т.п. 

При этом другие функции кроме отвода тепла, которые также эффективно выполняет антифриз, вода реализовать уже не способна. Другими словами, даже недорогой ТОСОЛ или антифриз будет намного лучше защищать и очищать систему охлаждения и металлические детали двигателя.

В свою очередь, использование воды вместо антифриза неизбежно приведет к следующим последствиям:

  • коррозия металлических частей системы охлаждения и самого двигателя (каналы в БЦ и ГБЦ). Фактически, детали ржавеют изнутри, что поначалу не заметно, однако позже вода в расширительном бачке становится желто-коричневой. Такой цвет четко указывает на начало процессов коррозии. Если не принять меры, эти процессы будут активно прогрессировать. Результат — загрязнение системы охлаждения, разрушение крыльчатки помпы, повреждение других элементов.  
  • повышенные нагрузки на помпу, так как антифриз имеет смазывающие свойства, в то время как вода такими свойствами не обладает. Использование воды приводит к тому, что помпа заметно быстрее изнашивается. Также можно отметить высокую вероятность проблем с термостатом, который по причине использования воды может начать подклинивать.
  • с учетом того, что вода закипает быстрее антифриза в одинаковых условиях, при нагреве до 85-90 градусов Цельсия начинаются процессы, предшествующие кипению жидкости. Если просто, вода еще не испаряется (переход в газообразное состояние), но и свойства ее меняются при таком нагреве. В результате в жидкости происходит появление характерных «воронок». Также в воде, насыщенной кислородом, могут быстро образовываться воздушные пробки при нагреве. В свою очередь, это может стать причиной общего перегрева мотора или менее заметных, но опасных локальных перегревов.
  • вода в системе охлаждения активнее выкипает по сравнению с антифризами или Тосолом. Выкипание может быть интенсивным, что требует постоянного контроля уровня охлаждающей жидкости. В свою очередь, понижение уровня также приводит к общему росту температуры и давления. В таких условиях часто пробивает прокладки, появляются течи. В отдельных случаях может разрывать патрубки или расширительный бачок.   

В целом, последствия использования воды вместо антифриза в краткосрочной перспективе могу  быть и не заметны. Однако следует помнить, что вода не смазывает, не так эффективно охлаждает двигатель и быстрее закипает в системе охлаждения. Если же использовать воду постоянно (например, в течение всего летнего сезона), уже через пару месяцев можно столкнуться с неисправностями, а также обнаружить следы протекания негативных процессов в виде появления коррозии, накипи, осадка и т.д.

Что касается современных высокофорсированных и достаточно сильно теплонагруженных двигателей, решение залить воду вместо антифриза может привести к проблемам уже через несколько километров, то есть сразу после выхода мотора на рабочие температуры. Речь идет о перегревах силового агрегата со всеми вытекающими последствиями. 

Сколько воды можно добавлять в антифриз

Вода вместо антифриза в системе охлаждения двигателя: в чем опасность

Если постоянно ездить с водой вместо антифриза нельзя, возникает вопрос, можно ли добавить воду в уже имеющийся антифриз для повышения уровня ОЖ в системе. Да, если говорить о многих типах антифризов, встречающихся в  продаже, смешивать такой антифриз с водой можно, но только строго в определенной пропорции. Если воды в готовом растворе будет слишком много, антифриз потеряет свои свойства и может начать замерзать в системе (кристаллизация жидкости) при понижении температуры.

Также недостаточное количество антифриза одновременно с избытком воды в растворе приведет к потере других полезных свойств (защита, смазка, моющие функции, температура кипения). В свою очередь, малое количество воды, то есть переизбыток чистого антифриза в составе, также не позволяет получить готовую охлаждающую жидкость с нужными оптимальными свойствами. 

По этой причине концентрат, то есть чистый антифриз или тосол, смешивать с водой нужно только в пропорции 1:1 или 60:40, где 60% будет вода, а 40% концентрат антифриза. Само собой, при необходимости долить только воду в систему, возникает вопрос, сколько воды можно доливать в уже имеющийся раствор антифриза.

Так вот, при аварийной ситуации доливать воду нужно в том количестве, чтобы уровень в системе охлаждения был нормальным. После этого можно продолжить движение на автомобиле.  При этом также важно понимать, можно ли дальше ездить с таким раствором.

Важно! После нормализации уровня ОЖ при помощи воды следует немедленно произвести проверку антифриза. Точно определить, сколько воды или концентрата добавить в систему охлаждения можно только при помощи специального прибора – ареометра для антифриза.  Автомобильный ареометр для антифриза позволяет только приблизительно определить плотность раствора и установить температуру замерзания антифриза. Еще один прибор, позволяющий  более точно оценить качество раствора, называется автомобильный рефрактометр антифриза.

Вода вместо антифриза в системе охлаждения двигателя: в чем опасность

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить помпу системы охлаждения автомобиля. Из этой статьи вы узнаете, почему нужна проверка помпы, как признаки указывают, что водяной насос системы охлаждения неисправен, а также как проверить помпу на машине без снятия.

Еще добавим, что если воды в растворе слишком много и нужно повысить плотность при помощи концентрата, следует знать, какой тип антифриза изначально был залит в систему охлаждения. Дело в том, что не все антифризы совместимы между собой. Нужно знать, какой антифриз можно доливать. Игнорирование данного правила приводит к нежелательным химическим реакциям, готовый раствор теряет необходимые свойства, выпадает осадок, может начаться процесс усиленного пенообразования и т.д.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации вполне очевидно, что доливать воду в систему охлаждения автомобиля  нужно только в  одном случае – при отсутствии раствора антифриза под рукой и одновременно критическом снижении уровня ОЖ в расширительном бачке. 

Другими словами, залить воду вместо антифриза можно только для того, чтобы доехать на автомобиле до места ремонта своим ходом. При этом крайне желательно, чтобы вода была дистиллированной, а не водопроводной. Далее, после устранения неисправности, систему охлаждения нужно тщательно промыть и залить свежий антифриз.

Вода вместо антифриза в системе охлаждения двигателя: в чем опасность

Рекомендуем также прочитать статью о том, как и чем промыть систему охлаждения двигателя. Из этой статьи вы узнаете, какие признаки указывают на необходимость промывки системы охлаждения, какими средствами можно промывать систему охлаждения, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.

В свою очередь, постоянно использовать воду вместо антифриза летом можно, но настоятельно не рекомендуется. При этом допускается использование исключительно дистиллированной воды. Дело в том, что обычная вода или техническая вода в системе неизбежно приведет к образованию накипи, возрастает риску закупоривания тонких каналов и т.п.

Так или иначе, важно помнить, что вода не защищает двигатель и детали системы охлаждения от коррозии, а также не имеет моющих и смазывающих свойств. В результате могут  достаточно быстро выйти из строя важные элементы системы охлаждения двигателя автомобиля.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.