Какое масло лучше выбрать для двигателя
Хорошо известно, что на срок службы бензинового или дизельного двигателя огромное влияние оказывает качество топлива и моторного масла. Если учесть, что горючее рядовой потребитель заливает в бак, ориентируясь в основном на репутацию той или иной сети АЗС, с моторным маслом дела обстоят несколько иначе.
По этой причине плановая замена масла, особенно для начинающих автолюбителей, порой становится настоящим испытанием. Точнее, дело даже не в самой замене, когда речь идет об удалении отработки из мотора и заправке нового смазочного материала, а именно в правильном подборе масла.
В этой статье мы поговорим о том, что нужно знать о моторных маслах, как выбрать масло для двигателя, какую вязкость масла выбрать лучше для нового ДВС или мотора с пробегом, стоит ли останавливать свой выбор только на известных брендах масла и т.д.
Содержание статьи:
Как выбрать моторное масло для автомобиля
Итак, поехали. Прежде всего, еще раз обратим ваше внимание на то, что своевременная замена моторного масла и его правильный подбор являются ключевыми аспектами, от которых зависит стабильность работы, надежность и моторесурс любого ДВС.
При этом в продаже представлен огромный ассортимент масел, что значительно осложняет выбор не только для новичков, но и для водителей со стажем. Это не удивительно, так как на полках можно увидеть как доступные по цене, так и далеко не бюджетные продукты различных отечественных и иностранных брендов.
Рекламные буклеты каждого производителя гарантируют надежную защиту двигателя, предлагают множество уникальных свойств, выдающихся характеристик и т.д. Не трудно догадаться, что многие автолюбители быстро теряются в таком многообразии, при этом упуская из виду важнейшие аспекты.
Весь дальнейший выбор зачастую основывается только на рекомендациях продавца. При этом не следует забывать, что последний, как правило, преследует собственную коммерческую выгоду, не сильно заботясь о дальнейшей судьбе мотора. Вполне очевидно, что такая ситуация для многих авто владельцев является неприемлемой. Если вы с этим согласны, тогда давайте проведем небольшой «ликбез» по моторному маслу.
Типы масел для двигателя
Для лучшего понимания всех тонкостей и нюансов, давайте начнем с так называемой базовой основы любого масла. Указанная масляная основа может быть:
- минеральной
- полусинтетической
- гидрокрекинговой
- синтетической
Минеральное масло, более известное в народе как «минералка», изготавливают путем перегонки и очистки нефти. Синтетические масла (так называемая «синтетика») изготовлены на основе синтеза газов. Полусинтетическое масло («полусинтетика») представляет собой смесь синтетики и минералки в определенных пропорциях.
Гидрокрекинговое масло производится из нефти, как и минеральное, но после процесса сложной обработки больше напоминает по молекулярной структуре «синтетику», а не минеральное масло. Теперь давайте взглянем на все типы масел более детально, а также рассмотрим их преимущества и недостатки.
Масла на минеральной основе
Минеральные масла часто называют нефтяными, так как их изготавливают из нефти. Для изготовления применяются процессы рафинирования, а также осуществляется дистилляция. Данный тип масел также дополнительно делится на: парафиновое, нафтеновое, ароматическое.
Различия состоят в том, какое строение имеют углеводороды в основе. Что касается смазки для ДВС, для этих целей лучше всего подходит парафиновая основа, которая отличаются улучшенными вязкостно-температурными характеристиками.
Еще добавим, что качество основы зависит от содержания в ней серы. Сера влияет на окислительные свойства смазки. Показатель содержания серы до 1 процента указывает на то, что такая основа будет медленнее стареть, то есть износ двигателя и его деталей будет менее интенсивным. Если же серы больше, тогда необходима дополнительная обработка, что означает более высокую конечную стоимость основы.
Если суммировать информацию, минеральные масла отличаются от аналогов тем, что в них содержится большое количество химических присадок, которые нужны для стабилизации характеристик масляной основы. При этом потеря полезных свойств применительно к данной группе смазок все равно происходит достаточно быстро.
Главным плюсом является то, что масла на минеральной основе получаются самыми доступными по цене. Однако нужно учесть, что их нужно чаще менять. Как показывает практика, данный тип моторного масла рекомендуется для двигателей, которые не работают в тяжелых условиях.
Другими словами, длительная работа на холостом ходу, низкое качество топлива, общая запыленность наружного воздуха, работа на высоких оборотах, высокий порог термостатирования (срабатывание термостата) являются основными факторами, которые приводят к быстрому срабатыванию минерального масла в ДВС.
По этой причине указанный тип смазок, в основном, используется в старых автомобилях (отечественная «классика», многие карбюраторные авто иностранного производства). Дело в том, что такое масло отличается повышенной вязкостью, что позволяет уменьшить риск появления течей прокладок и сальников, а также снизить расход масла на угар и т.п.
Синтетическая основа масла
Синтетическое масло является продуктом сложного синтеза целого ряда химических соединений, благодаря чему готовый продукт отличается высокой стабильностью полученных свойств.
Прежде всего, синтетика менее вязкая и лучше прокачивается по системе смазки, при этом уменьшается трение между деталями в узлах ДВС. В режимах средних и высоких нагрузок создается прочная масляная пленка, что позволяет надежно защитить двигатель, добиться увеличения мощности, снизить расход топлива.
Отличная текучесть синтетической смазки в условиях низких температур позволяет добиться легкого запуска силового агрегата в морозы. Повышенная температура испарения позволяет сделать такое масло менее чувствительным к высокому нагреву.
Стабильность характеристик на фоне увеличенного срока службы говорит о том, что свойства не меняются, так как масло во время работы двигателя не так сильно подвержено окислению. Вполне очевидно, что благодаря таким уникальным особенностям синтетические масла лучше, но и намного дороже самой качественной минералки.
При этом синтетика чаще всего используется в спортивных автомобилях, а также заливается в силовые агрегаты, постоянно работающие при очень высоких и максимальных нагрузках. Также использование синтетического масла оправдано в том случае, когда автомобиль эксплуатируется в регионе с очень высокой или низкой температурой воздуха.
Полусинтетика и гидрокрекинг
Масла данной группы являются компромиссом между дешевой минеральной основой и дорогой синтетикой. Начнем с полусинтетических продуктов. Полусинтетическое моторное масло представляет собой продукт, который получают путем смешивания минеральной и синтетической основы. Такой подход позволяет значительно улучшить эксплуатационные показатели минералки, при этом цена остается вполне доступной.
По этой причине полусинтетика для многих водителей долгие годы оставалась «золотой серединой» как по цене, так и по эксплуатационным показателям. Однако сегодня более предпочтительной альтернативой можно считать гидрокрекиноговые масла.
Гидрокрекинг представляет собой уникальную технологию обработки минеральной нефтяной основы. В результате натуральная основа максимально приближается к полностью искусственной синтетической на молекулярном уровне. Если проще, гидрокрекинговый продукт сильно отличается от обычной минералки и вплотную приближен к синтетике по своим характеристикам и эксплуатационным свойствам.
Процесс предполагает так называемое «выравнивание» углеводородов посредством перегруппировки атомов, в результате чего получают изомеры. Главным плюсом можно считать то, что гидрокрекинг лучше полусинтетики по ряду показателей и имеет вполне доступную стоимость по сравнению с синтетическими маслами.
Минусом этого типа смазок можно считать то, что изомеризация протекает в обратном направлении. Другими словами, хотя гидрокрекинговое масло по своим свойствам максимально приближено к синтетике, при этом оно также склонно быстрее стареть, то есть происходит ускоренная потеря полезных свойств смазки.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое гидрокрекинг и гидрокрекиноговое мотрное масло. Из этой статьи вы узнаете об отличительных особенностях, а также преимуществах и недостатках смазочных материалов на такой масляной основе.
С учетом вышесказанного становится понятно, что перед выбором того или иного типа масла нужно отдельно уточнить, какая масляная основа использована в процессе его производства. После этого можно принять в расчет те или иные условия эксплуатации вашего автомобиля.
Также добавим, что на основу масла часто указывает и сама себестоимость продукта. Как правило, самой дешевой является минералка, далее идет полусинтетика, затем гидрокрекинг, а в топовой линейке каждого производителя оказываются дорогие синтетические масла.
Выбор масла с учетом классификации
Разобравшись с масляной основой, необходимо перейти к подбору масла по классификации. Данный аспект намного важнее, так как в обязательном порядке нужно придерживаться рекомендаций производителя автомобиля.
Дело в том, что использование масел, которые имеют класс ниже от рекомендуемого, может привести к поломкам и повышенному износу силового агрегата. Однако и смазки классом выше часто оказываются несовместимыми с тем или иным мотором. По этой причине нужно учитывать все допуски производителя двигателя, которые прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Давайте заострим на этом внимание.
Классификация масла по SAE
Международный стандарт SAE является параметром, который определяет вязкость масла. Вязкость является одной из ключевых характеристик смазочного материала. От вязкости масла зависит его текучесть в условиях низких температур, то есть речь идет о легком запуске в зимний период. Также вязкость указывает на то, насколько «жидким» окажется масло после выхода ДВС на рабочие температуры.
Итак, смазочные материалы принято делить на: зимнее, летнее, всесезонное моторное масло. Зимнее масло имеет обозначение в виде литеры «W» (winter, зима) и числа перед указанной литерой. На канистрах с маслом можно встретить обозначение по SAE от 0W или 5W до 25W. Летнее масло имеет числовое обозначение по SAE, например от 20 или 30 до 60.
Сразу отметим, что отдельно летних и зимних масел сегодня практически не встретить в продаже, так как данные продукты повсеместно вытеснили всесезонные масла. Причина вполне очевидна – острая необходимость менять масло по сезону отпала.
Всесезонное масло имеет в своем обозначении комбинацию летнего и зимнего типа, например SAE 0W-20, 5W-30, 10W-40 и т.д.
Если не вдаваться в подробности, индекс «зимней» вязкости указывает на то, при какой отрицательной температуре масло будет оставаться текучим. Например, маловязкие смазки типа 0W будут нормально прокачиваться по системе в морозы около -35 градусов. Что касается «летнего» индекса, данный параметр указывает на то, какая вязкость масла будет сохраняться после нагрева смазочного материала в двигателе.
Получается, по вязкости масло нужно подбирать из того списка, который производитель двигателя указал в мануале. Параллельно можно учесть, в каких условиях эксплуатируется автомобиль. Если необходима легкость запуска в морозы с минимальным износом агрегата, тогда рекомендуется использовать маловязкие масла.
Если же машина эксплуатируется в летний период, причем нагрузки на двигатель серьезные, тогда лучше обратить внимание на более вязкие смазки из списка в мануале, которые формируют более толстую защитную пленку на деталях.
Опытные водители постоянно учитывают эти особенности, подбирая наиболее подходящий вариант для всесезонного использования (например, для современных моторов хорошо подходит 5W30 или 5W40). Еще можно менять масло по сезону, заливая на зиму смазку 5W или даже 0W. Однако с наступлением тепла осуществляется переход на 5W40, 10W40 и т.д.
Классификация смазки по API и ACEA
Классификация по API (Американский институт нефти) и ACEA (Ассоциация Европейских авто производителей) является своеобразным тестом масла, проверкой его эксплуатационных свойств. После этого смазка получает соответствующий сертификат.
Существующая американская система тестирования более лояльна. Тесты, которые проводятся институтами из Европы, предполагают более строгие требования к маслу. Главной задачей является анализ свойств, после чего масло относят к тому или иному классу.
Испытания проводятся в двигателях, на различных моторных стендах и т.д. Эксперты оценивают моющие и противоизносные свойства масла, способность материала защитить детали ДВС от коррозии, его антиокислительные свойства и т.д.
Классификация по API
Классификация масел для двигателя по API разделяет их на две категории, обозначенные литерами S и С. В первом случае речь идет о продуктах для бензиновых ДВС, тогда как второе обозначение используется для дизельных смазок.
Если рассматривать обозначения на упаковке, возле указанных выше литер «S» или «C» всегда присутствует еще одна латинская литера. Данная литера нужна для того, чтобы дополнительно обозначить качество масла. Чем ближе литера к началу алфавита, тем качество смазки хуже.
Например, масло SA или SB будет смазкой для бензинового ДВС, причем SA по своим свойствам будет уступать SB. В случае с дизельным маслом также можно увидеть обозначение CA, СB и т.д. Отметим, что продукты с литерами A и B сегодня не встречаются, так как их класс очень низкий, они не годятся для современных моторов.
Еще добавим, что если залить в двигатель вместо рекомендуемого масла (например, класса SF) смазку более высокого класса с обозначением SG, то никаких рисков для мотора не возникнет. Классификация по API рядом с буквенным обозначением в скобках также содержит цифровое обозначение. Указанные цифры являются датой, которая позволяет понять, для моторов с какого года выпуска рекомендован этот класс масел.
Например, обозначение SL (2001) говорит нам о том, что это масло для бензиновых ДВС, которые начали выпускаться с 2001 года. Дизельное масло CI-4(2002) указывает на то, что данный продукт рекомендован в дизелях с 2002 года выпуска. Кстати, если вы обратили внимание на последнее обозначение, перед годом в скобках также видна цифра 4 после буквенного обозначения, отделенная от литер при помощи дефиса.
Так вот, моторы бывают двух и четырехтактными. Указанные цифры в обозначении также могут быть двойкой или четверкой, обозначая тип мотора и указывая на то, что масло предназначено для двух или четырехтактных двигателей. Еще следует обратить снимание на то, что маркировка бензинового и дизельного масла может быть комбинированной. Например, SL/CI-4 является так называемым универсальным маслом.
Универсальную смазку можно заливать как в бензиновый, так и в дизельный мотор. Еще в классификации по API можно встретить маркировку EC1, EC2 и т.д. Так обозначены энергосберегающие масла. Чем большей окажется цифра, тем большую экономию горючего способно обеспечить то или иное энергосберегающее моторное масло.
Классификация по ACEA
Классификация ACEA появилась в 1996 г. Главным отличием от API является более узкое определение касательно области применения смазки. Также отдельное внимание уделяется противоизносным свойствам смазочного материала.
Маркировка масел представляет собой литеру А (для бензиновых двигателей легковых авто, микроавтобусов, легких фургонов), а также литеры В (для дизелей легковых авто, микроавтобусов, фургонов) и Е (для дизельных агрегатов на тяжелых грузовых авто, автобусах).
Дополнительно присутствует цифровое обозначение. Чем больше цифра, тем лучшим оказывается смазочный материал. Еще цифры в маркировке указываются через дефис. Эти цифры говорят о том, в каком году была утверждена или изменена спецификация (например, А3-96, B3-96, E3-96 и т.д.)
Также следует добавить, что с 2004 г. в классификации по ACEA добавился еще один класс масел, обозначенный литерой C. Речь идет об универсальных маслах, которые можно равноценно использовать в бензиновых и дизельных двигателях.
Итак, с учетом данной информации становится понятно, как выбрать моторное масло для бензинового двигателя или дизельного силового агрегата. Как видно, необходимо обращать внимание не только на масляную основу и вязкость, но и на соответствие смазочного материала рекомендациям производителя ДВС согласно стандартам API и ACEA.
Какую марку масла выбрать
С учетом огромного выбора смазочных материалов, как специалисты, так и простые водители часто не могут дать однозначный ответ на вопрос, какого производителя моторного масла выбрать. Одни предпочитают использовать Shell или Mobil, другие отдают предпочтение Liqui Moly, третьи рекомендуют заливать Castrol или Total, четвертые останавливаются на маслах Лукойл и т.д.
Сразу отметим, что подбирать смазку только по производителю будет несколько ошибочным шагом. Для двигателя намного больше важен не изготовитель, а интервалы замены смазочного материала с поправкой на качество топлива и условия эксплуатации ТС в каждом конкретном случае.
Другими словами, большой разницы не будет, если вы зальете в мотор, например, гидрокрекинговое масло Mobil или Liqui Moly. Главное, чтобы смазка была оригинальной, правильно подбиралась по сезону с учетом вязкости, а также соответствовала допускам и рекомендациям производителя вашего двигателя.
Советы и рекомендации
Начнем со старых или изношенных моторов. В этом случае никак не следует стремиться залить исключительно дорогую синтетику, так как сальники и прокладки таких двигателей могут быть несовместимы с современными синтетическими смазками. Получается, использование дорогой смазки может только навредить мотору, стать причиной утечек масла и т.п.
Что касается распространенной практики повышения вязкости масла на моторах со средним или большим пробегом, такие действия допускаются. Однако нужно иметь достаточный опыт, отдельно учитывать степень износа агрегата, особенности эксплуатации, сезонность.
Другими словами, если рекомендуемое масло 5W-30, залить 5W-40 можно. При этом нужно помнить, что такая смазка будет более вязкой при низких и высоких температурах. Зимой это может обернуться затрудненным пуском и повышенным износом. При этом после прогрева ДВС изношенный двигатель на более вязком масле будет работать тише и мягче, давление в системе смазки возрастет, так как более толстая масляная пленка заполнит увеличившиеся от износа зазоры между деталями.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему и в каких случаях не рекомендуется смешивание моторных масел разных производителей или в рамках одного бренда. Из этой статьи вы узнаете, можно ли смешивать моторные масла,какие основы можно смешать и что делать в случае аварийной ситуации, когда нет подходящего масла на долив.
Теперь рассмотрим случай, когда в руководстве по эксплуатации указана конкретная марка смазки (например, оригинальное масло GM для Opel/Chevrolet, масло для Toyota или Ford). В этой ситуации оптимально приобретать смазочный материал у официального дилера, особенно если машина на гарантии.
Если же автомобиль не гарантийный, тогда можно залить любую другую марку масла с такими же характеристиками, как и у оригинальной смазки. Кстати, при переходе с одного типа масла на другой даже в рамках использования продуктов одного бренда, в ряде случаев рекомендуется перед заменой масла промывать двигатель.
Однако для старых моторов с грязной масляной системой не рекомендуется использовать специальные промывочные жидкости. Для промывки системы смазки лучше всего значительно сократить интервалы замены самого масла. Это значит, что после перехода на другое масло замену нужно произвести не через 8-10 тыс. км, а уже через 3-4 тыс. Затем следующая замена производится через 5-6 тыс. км, после чего смазка эксплуатируется в штатном режиме.
На машинах с ГБО в летний период лучше использовать более вязкое масло, так как езда на газу означает, что горючее не попадает в картер, также масло не так интенсивно загрязняется продуктами сгорания бензина и медленнее теряет свои свойства. Такой подход позволяет несколько увеличить интервалы замены смазки.
Как показывает практика, на многих двигателях от замены до замены масло приходится доливать. Важно помнить, что крайне не рекомендуется смешивать моторные масла разных типов и производителей. Смешивание допускается только тогда, когда ситуация аварийная, при этом нужно учесть целый ряд особенностей. Также за уровнем масла нужно постоянно следить, не допуская снижения и превышения допустимого показателя.
Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях (длительная работа на холостых оборотах, режим езды старт-стоп в городском цикле, короткие поездки и т.д.), тогда интервал замены масла следует сокращать. Как правило, синтетику и гидрокрекинг в условиях СНГ лучше менять каждые 10 тыс. км., полусинтетика требует замены к 7-8 тыс., минеральное масло меняется каждые 5-6 тыс. км.
Для дизельных двигателей, а также высокофорсированных атмо и турбомоторов на бензине замена масла показана каждые 7 тыс. км. При этом не следует полагаться на так называемые масла LongLife с увеличенным сроком службы. Дело в том, что такие продукты не рассчитаны на отечественные условия эксплуатации (качество топлива, запыленность дорог и т.д).
Напоследок добавим, что приобретать масло лучше всего у официального дилера или в проверенных официальных точках продажи. Дело в том, что на рынке СНГ присутствует большое количество подделок. При этом важно понимать, что достаточно часто подделывают именно продукцию известных брендов (Shell, Mobil, Liqui Moly, Castrol, Total и т.д.)
На сомнительное происхождение масла также может указывать и его явно сниженная цена. На момент написания данной статьи литр минералки стоит как минимум около 120-150 руб., полусинтетика имеет цену около 300-350 руб., синтетические масла стоят около 600-650 руб. за 1 литр. Обратите внимание, указанные цены минимальные, то есть для конкретного автомобиля качественная синтетика может обойтись около 1000 руб. и даже больше.