No parking! Теперь каждого автовладельца запишут в олигархи
Не средство передвижения, а роскошь — автомобили из российских городов будут выдавливать, во всяком случае, те, что принадлежат простому народу, точно. Причём не только из столицы и крупных городов, данную практику хотят распространить на всю страну. Большую часть придомовых парковок собираются сделать платными, хотя со свободными территориями в России вроде как всё отлично.
С 2026 года в РФ могут ввести так называемое «гибкое нормирование парковочных мест» около многоэтажек, то есть данный вопрос оставят на усмотрение местным властям. Есть также планы вообще отказаться от бесплатных мест для размещения транспортных средств и переместить все авто на платные парковки. Не только там, где с местом напряжёнка, но и в целом по стране.
Если посмотреть ныне действующий СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01−89» в редакции от 19.12.2019 г., то там означено, что в домах бизнес-класса положено два машиноместа на квартиру, в стандартном жилье — 1,2, в муниципальном — одно (таблица 11.8).
Редакция данного документа от 2022 года — более свежей не обнаружено — тут ничего принципиально не поменяла.
Вообще документ, разработанный ещё в годы СССР, очень обстоятельный. В нём нормировано всё: детские площадки, озеленение, всякая разная коммунальная инфраструктура, и прочее, и прочее. Строили, действительно, комплексно — рядом с многоэтажками моментально вырастали детские сады, школы, магазины, прачечные, кинотеатры и дома быта. Строители возводили детские площадки, копали пруды, обустраивали аллеи и парки.
А вот с парковками действовали по остаточному методу — значительную часть выделенных для них мест просто не асфальтировали. Дворы планировались просторными, но авто было мало, и даже того минимума устроенных машиномест хватало.
В те годы в городах хватало ГСК, вот они народу были очень интересны. Держать транспортное средство у дома считалось моветоном. Ну и риск существовал — во времена повального дефицита снять с чужой машины дворники или даже колеса почиталось едва ли не нормой…
После распада СССР это аукнулось. После того, как число машин в стране кратно выросло, новые власти не стали асфальтировать запланированные стоянки, а начали вымогать у народа деньги. Собственно, это продолжается и по сей день.
«Мы движемся к ситуации, когда владение автомобилем в большом городе становится непозволительной роскошью. С введением в эксплуатацию крупных жилых комплексов территория для резидентного размещения транспорта, то есть на ночевку, сокращается. Придомовые территории заполняются автомобилями, проезды оказываются блокированы, из-за чего возникают трудности для проезда скорой помощи, пожарных машин», — считает профессор Высшей школы экономики, эксперт по градостроительству Михаил Блинкин.
И приводит опыт Европы. Дескать, там творится то же самое. А в той же Америке почему-то подобных проблем нет. Центральные части больших городов, конечно, для автомобилистов и там неудобны, но янки сообразили, как выйти из положения.
В 50-е годы ХХ века в США придумали очень элегантное решение парковочной проблемы в центральных районах мегаполисов. Первые несколько этажей многоэтажек отдавали под машиноместа, выше были квартиры (или офисы). Американцы народ очень практичный, и выдуманное им решение пришлось всем по вкусу, подобная практика распространилась по всему миру.
Во-первых, не нужно глубоко копать и организовывать подземный паркинг, что очень затратно, особенно с точки зрения гидроизоляции, да и грунты не везде это позволяют. Во-вторых, все квартиры разом становятся «видовыми», что сильно повышает их привлекательность для покупателей.
Около 15 лет назад о подобном задумались и в нашей стране, точнее, было высказано мнение, что этим стоило бы заняться.
«Весь мир так строит. Сейчас уже идет согласование проекта со всеми заинтересованными службами. Думаю, удастся найти оптимальное проектное решение», — заявил тогда Марат Хуснуллин, в тот момент работавший заместителем столичного градоначальника.
Но то — в центре американских мегаполисов, в пригородах проблем нет вообще. Пространства в Штатах хватает, страна большая. «Одноэтажная Америка» проблем с паркингом вообще не знает в принципе, но даже у тех, кто предпочитает квартиры, всё в порядке. Жилплощадь, у которой «в комплекте» нет места для авто (одного, второе придётся докупать, хотя и недорого) просто не продать.
«Несколько лет назад мы купили квартиру в Домодедово, микрорайон Южный, дома стояли в чистом поле. Нам тогда обещали, что вокруг будут большие стоянки, машиномест для всех хватит, и в это как-то верилось — вокруг такие просторы. Но нас банально обманули, авто поставить некуда. Просторы, между прочим, сохранились, но там никто ничего даже и не думает организовывать», — рассказывает программист Владимир.
Жители домов сунулись к застройщику с претензиями, но их просто послали по известному короткому адресу. Письменные обязательства по строительству парковок есть? Нет! А то, что кто-то кому-то что-то там обещал — это вы всё врёте. Не было такого.
А как же означенный выше «Свод правил»? Никак, судя по всему, он носит «рекомендательный» характер. Есть он или нет — никого не волнует, апеллировать к ней бесполезно.
В 2010 году советские СНиПы — строительные нормативы и правила — переименовали в Своды правил (СП), а некоторые и вовсе отменили. В 2022-м пошли дальше, требования и вовсе решили сделать добровольными. Все!
«Чтобы поддержать строительный сектор, правительство планирует провести кардинальные изменения в сфере обязательных требований. За последние два года их число уже существенно снизилось. Мы рассматриваем возможность в ближайшее время перевести практически все оставшиеся требования в разряд добровольных.
Это позволит при необходимости оперативно корректировать проектную документацию и расширить возможности применения новых архитектурных и технических решений", — заявил весной 2022-го премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
По сути, строителям разрешили применять любые «обходные технологии», до сей поры запрещённые. Две недели назад «новые веяния» добрались до строительства школ, там тоже существенно упростили все требования. На очереди больницы, аэропорты и прочие ответственные объекты.
На этом фоне ситуация со стоянками не выглядит столь уж ужасной, просто обычное обиралово. Правда, в строительной отрасли нынче кризис и квартиры не покупают, в домах без парковок точно никто ничего не станет брать. Но эту проблему, судя по всему, хотят решать каким-то иным образом.