Отучить нарушать: на водителей-«рецидивистов» нашли управу
22 ноября в Государственной Думе РФ рассмотрели инициативу, предполагающую введение уголовной ответственности за повторные нарушения правил дорожного движения (ПДД), которые создают угрозу жизни и здоровью людей. Обсуждение состоялось после резонансного ДТП на Кутузовском проспекте, когда автоблогер Саид Губденский на своем новеньком спортивном BMW не справился с управлением и на огромной скорости врезался в несколько других автомобилей. Для самого блогера и его спутника авария закончилась трагически, другие участники ДТП отделались травмами и искореженными авто. При этом таких вот нарушений и случаев опасного вождения в анамнезе у Губденского оказались десятки, если не сотни. Если бы закон не ограничивался штрафами, блогер, может, и посидел бы немного, зато остался бы жив и не угрожал жизням других людей. Как пояснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, речь идет о внесении изменений в законодательство, связанных с наказанием именно за повторное хулиганство на дорогах, что должно поумерить пыл таких автолихачей.
Но даже этих мер для улучшения ситуации с безопасностью на дорогах может быть недостаточно. Необходимо дальнейшее серьезное обсуждение этой проблематики в Госдуме РФ и внесение соответствующих изменений в российское законодательство. Тем более что «изобретать велосипед» здесь не нужно, все уже давно придумано и расписано по пунктам. Как считает бизнесмен, общественный деятель, автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов, проблема многих российских водителей в том, что они не считают преступным или зазорным нарушать правила дорожного движения. Для того чтобы переломить ситуацию и мотивировать водителей соблюдать ПДД, Давыдов предлагает обратиться к успешному европейскому опыту, который привел к тому, что страны ЕС занимают лидирующие позиции в мире по низким показателям смертности на дорогах.
Содержание статьи:
Плати и нарушай
В опубликованной в 2018 году Стратегии безопасности дорожного движения правительство планировало к 2024 году снизить смертность в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) до четырех случаев на сто тысяч населения. В этом году эта цель была передвинута уже на 2030-й, так как прогресс далеко не такой быстрый, как рассчитывали власти.
Казалось бы, повсеместная установка видеокамер на российских дорогах должна мотивировать автолюбителей не нарушать ПДД. Но эта практика далеко не всегда приносит желаемые плоды, ведь, признаем откровенно, сегодня многие водители действуют по логике: «Заплатил штраф и нарушаю дальше». Человек просто оплачивает квитанции, как некую индульгенцию, и преспокойно продолжает «грешить» на дорогах. Причем иногда вполне сознательно, зная, что ничего страшнее небольшого денежного взыскания его не ждет.
Еще в 2019 году замначальника ГИБДД России Александр Быков предлагал увеличить штрафы за каждое следующее нарушение, заснятое камерами фотофиксации. По словам Быкова, многие водители воспринимают штрафы как «плату за проезд», тем более что за оперативную оплату еще и предоставляется скидка. В итоге число зафиксированных камерами нарушений ПДД не снижается, а ежегодно растет на 10% в год. То есть главная цель административного наказания — снизить число нарушений, не достигается.
Эта ситуация порой доходит до абсурда. Уже упомянутый выше блогер Саид Губденский неоднократно выкладывал на своем канале видео, в которых, не скрываясь, нарушает ПДД — превышает скорость, ездит на машинах без номеров и так далее. Но, видимо, количество просмотров и реклама с лихвой покрывали суммы штрафов. При этом права у Губденского отбирали лишь однажды — за ложные номера на автомобиле, да и то всего на семь месяцев.
В апреле 2021 года СМИ приводили шокирующую статистику по известным автоблогерам. Оказалось, что за некоторыми из них числится более 500 штрафов. Например, блогер Эрик Давидыч, у которого было более трех миллионов подписчиков, нарушал ПДД 674 раза. В октябре этого года из-за конфликта с девушкой, которая не захотела его пропустить, он заблокировал движение на КАД. Что с ним сделали? Правильно, оштрафовали. Но можно ли ожидать от человека, который нарушал правила несколько сотен раз, ответственного вождения в будущем?
И хотя сейчас под раздачу попали безответственные автоблогеры, понятно, что и среди водителей, которые не стремятся выкладывать свои «подвиги» в интернет, рецидивистов предостаточно.
Ужесточение наказаний за нарушения ПДД в обществе обсуждается уже давно. Сдвинулось дело с мертвой точки и в законодательной области. В 2021 году Министерство юстиции включило в проект нового Процессуального кодекса об административных правонарушениях (КоАП) ужесточение наказаний за повторяющиеся нарушения ПДД.
Этот законопроект предусматривает увеличение ряда штрафов, новые санкции, например, за так называемое опасное вождение, а также лишение водителей права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет за систематическое совершение наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения (три и более раза в течение одного года) или штраф в 10−30 тысяч рублей.
Хотя окончательный перечень нарушений еще не утвержден, пока в законопроекте речь идет о грубых нарушениях — проезде на красный свет, не пропуске пешехода на переходе и так далее. Да и Вячеслав Володин говорил о лихачах, которые создают угрозу жизни и здоровью людей.
Конечно, если новый КоАП будет принят, это станет большим шагом к повышению безопасности на дорогах, ведь более серьезные наказания заставят водителей задуматься, прежде чем нарушать правила. Например, если раньше за попытку скрыться от автоинспектора, которая влечет угрозу жизни и здоровья граждан, нарушителю грозил смешной штраф в 500−800 рублей, в новой версии ему светит уже лишение прав до трех лет или штраф в 40 тысяч рублей.
Но как быть с, казалось бы, мелкими нарушениями, которые на лишение прав и уж тем более на уголовную ответственность не тянут? А ведь из таких мелких нарушений и создаются часто аварийные ситуации на дорогах
«„Мелкие“ правонарушения могут нести в себе огромный риск для безопасности, — считает Дмитрий Давыдов. — Например, если систематическое превышение скорости на 20−40 км/ч не будет грозить лишением прав, то это позволит водителям перемещаться по городу со смертельно опасной и разрушительной для населенного пункта скоростью 99 км/ч, рискуя только лишь штрафом в 500 рублей».
Общественник указывает, что сегодня всего за тысячу рублей можно не пристегиваться ремнями безопасности или остановиться на автомагистрали в неположенном месте, за полторы тысячи можно держать в руках телефон или ездить по обочине.
«Последствия от привычки нарушать „по мелочи“ за деньги оказываются катастрофическими. Во-вторых, с развитием технологий онлайн платежей и мобильного банкинга процедура оплаты штрафов стала очень простой и аналогична приобретению товаров и услуг, что психологически может восприниматься как покупка права на нарушение», — говорит Давыдов.
И даже предлагаемое ужесточение норм КоАП вполне позволяет состоятельным водителям и дальше откупаться от наказания, пусть и за более серьезные суммы — до 50 тысяч рублей. Поэтому чтобы достичь безопасности на дорогах, в своем проекте «20 идей по развитию России» общественник предлагает обратить внимание на укрепление сознательности и мотивации граждан не нарушать правила. А для этого внедрить систему, которая неизбежно будет грозить злостным нарушителям лишением прав без всяких «но» и «если». С учетом предстоящего внесения изменений в Процессуальный кодекс, момент для обсуждения и внедрения этих инициатив самый подходящий.
Набрал нарушений — лишился прав
Помимо уже существующих предупреждений и штрафов Дмитрий Давыдов предлагает ввести балльную систему, основанную на методологии, давно и успешно применяющуюся в Германии. Великобритании, Франции, Канаде, Австралии и других странах, где смертность на дорогах в разы ниже, чем в России (по статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность в ДТП в Великобритании в 2019 году составляет 3,2, в Германии — 3,8 на сто тысяч населения, а в России — 12 случаев. В прошлом году это число было снижено до 10,9 случаев).
С учетом российской специфики, общественник предлагает каждому нарушению ПДД присвоить штрафной балл от одного до восьми в зависимости от степени их влияния на безопасность дорожного движения. Например, нарушение правил пользования звуковыми сигналами и аварийной сигнализацией — 1 балл, проезд на красный свет — 8 баллов.
А дальше все предельно просто — если водитель набирает 15 баллов в течение двух лет, он лишается права управления транспортным средством сроком на один год. Для начинающего водителя и для тех, кто вновь получает права после изъятия порог ниже — 8 баллов. Для восстановления прав по прошествии одного года водитель обязан будет проходить обучение и сдавать экзамены.
Предусмотрена и система поощрения для ответственных водителей — если они не имеют ни одного нарушения, то за каждый год без проколов, начиная с третьего года, им будут увеличивать кредит баллов на 1 единицу, но не более 20 в сумме.
Эффективность основанной на баллах системе доказана многолетним опытом применения. К примеру, в Испании действует похожая схема, но не набора баллов, а их лишения. Каждый водитель изначально имеет кредит в 12 баллов (8 для новичков), и за каждое нарушение лишается определенного количества. Когда сумма баллов достигает нуля, водитель автоматически лишается прав.
После введения в 2006 году этой системы смертность на дорогах Испании сократилась почти в 4 раза: с 14,4 жертв на 100 000 населения в 2000 году до 3,7 в 2019-м.
Плюс предлагаемой системы не только в ее эффективности, но и в простоте внедрения. После предложения об увеличении штрафов за повторные нарушения, противники этой идеи говорили о том, что люди просто перестанут их платить, а приставы «захлебнутся в работе». Но балльная система не требует от водителей нести дополнительные расходы, зато грозит очень серьезными последствиями в виде лишения прав.
Благодаря активно внедряемой цифровизации, система учета штрафных очков может быть создана на базе уже существующих правительственных информационных ресурсов, и не потребует существенных затрат. Ну а если противники идеи все же начнут апеллировать к финансовой стороне вопроса, то стоит отметить, что по данным ВОЗ ущерб от дорожно-транспортных происшествий для большинства стран достигает 3% от ВВП в год. Поэтому внедрение системы штрафных баллов может не только спасти тысячи жизней, но и стать весьма выгодным мероприятием для государства. А уж какой аргумент окажется более весомым не столь важно, главное — результат.