Почему происходит перезаряд аккумулятора: причины и последствия
Как правило, основной проблемой, связанной с аккумулятором автомобиля, считается его разряд. При этом также не менее серьезной неисправностью также считается перезаряд АКБ автомобиля. В случае, когда аккумулятор на машине разрядился по той или иной причине, водитель не может запустить двигатель стартером. В ситуации с перезарядом неисправности могут быть более серьезными.
Важно знать, что перезаряд аккумулятора не только может быстро вывести саму аккумуляторную батарею из строя, но и сам по себе очень опасен. Результатом перезаряда аккумулятора на машине может стать то, что:
- аккумулятор на машине кипит, происходит испарение электролита, окисляются клеммы, батарея теряет работоспособность;
- по причине перезаряда может выйти из строя ряд предохранителей, проводка в автомобиле и т.д.
- активное испарение электролита может стать причиной пожара под капотом, в отдельных случаях от перезаряда происходит взрыв АКБ.
Каждый из указанных случаев являемся серьезной проблемой. Например, если аккумулятор на машине взорвался, содержащий кислоту электролит из батареи попадает в подкапотное пространство, разрушая металлические и другие элементы. По этой причине необходимо знать, почему возникает перезаряд аккумулятора, а также что делать, если аккумулятор перезаряжается. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Перезарядка АКБ: что это такое
Чтобы понять, что такое перезаряд аккумулятора и как батарея может перезаряжаться, следует сначала обратить внимание на общее устройство АКБ. Так вот, внутри аккумулятора имеются положительные и отрицательные пластины, которые погружены в электролит. Как известно, в кислотном аккумуляторе электролит – это раствор, который на 65% состоит из воды и на 35% из серной кислоты. Прямой связи между пластинами в аккумуляторе нет, гальваническая связь реализована через электролит.
Теперь перейдем к зарядке аккумулятора на машине. В процессе эксплуатации автомобиля заряд аккумулятора тратится на питание электроцепей, пока двигатель машины не работает. Также заряд активно расходуется при запуске двигателя, так как необходимо подать питание на стартер. Далее аккумулятор на автомобиле после запуска двигателя заряжается от генератора, чтобы восполнись потери.
С учетом того, что генератор практически полностью питает электрические цепи во время работы мотора, а также подзаряжает АКБ, он выдает большее напряжение, чем аккумулятор (в среднем, 14,5 В). При этом зарядка аккумулятора от генератора должна прекращаться после того, как на токовыводах аккумулятора напряжение составит, в среднем, 12.7 В.
В свою очередь, если не прекратить зарядку, начинается перезаряд аккумуляторной батареи. В результате перезаряда аккумулятора происходит изменение плотности электролита в большую сторону, что приводит к росту напряжения на клеммах и повышенному нагреву пластин. Получается так, что чем дольше и сильнее перезаряжается аккумулятор, тем выше напряжение и температура АКБ.
В свою очередь, это приводит к тому, что батарея так сильно нагревается, что вода из электролита начинает испаряться. В норме плотность электролита не должна сильно изменяться для нормальной работы батареи, однако по причине выкипания воды плотность электролита растет, происходит оголение пластин и еще больший нагрев, а также увеличивается напряжение на клеммах.
Признаки перезаряда аккумулятора
Как правило, на перезаряд часто указывают как прямые, так и косвенные признаки. Например, если напряжение выше 15 В на клеммах, это четко указывает на перезаряд аккумулятора автомобиля. При наличии мультиметра можно быстро проверить напряжение, которое в норме при неработающем двигателе автомобиля и нормально заряженном аккумуляторе не должно быть выше 12.7 В. При этом допускаются небольшие отклонения, однако напряжение выше 15В уже является проблемой.
Также на опасный рост напряжения и перезаряд может указывать бортовой компьютер в авто, если такой БК имеет соответствующие функции. Если в машине есть дополнительные устройства, измеряющие напряжение, они также фиксируют и могут указать на значительный рост напряжения в боровой сети.
Еще на перезарядку АКБ в автомобиле косвенно указывают следующие признаки:
- окисление клемм аккумулятора, зеленый налет на клеммах АКБ;
- вздулся аккумулятор, видны потеки электролита по корпусу батареи;
- лампочки в салоне, в фарах, в габаритах и т.д. горят ярче обычного;
- предохранители часто перегорают без видимых причин;
- корпус аккумулятора при зарядке от генератора слишком горячий (ощущается тактильно);
Важно! Если выявлен один или несколько таких признаков в совокупности, нужно как можно быстрее принять меры и провести углубленную диагностику для определения причин перезарядки аккумулятора. Игнорирование проблемы может привести к серьезным последствиям и неисправностям.
Последствия перезаряда аккумулятора
Итак, работа аккумулятора в условиях перезаряда может быть губительной как для самой АКБ, так и для бортовой сети автомобиля. Также перезаряд батареи может разрушить кузов автомобиля и элементы в подкапотном пространстве.
- Последствия постоянного перезаряда на начальных этапах проявляются в том, что токовыводы (клеммы) аккумулятора активно покрываются налетом, происходит окисление клемм. Такие окислы ухудшают контакт между наконечником силового провода и клеммой, аккумулятор не отдает нужные токи, двигатель может не запускаться от стартера.
- Испарение воды часто становится причиной того, что банки аккумулятора замкнуло. Замыкание банок АКБ возникает в результате того, что происходит осыпание пластин, электроды оголяются. Вполне очевидно, что аккумулятор повреждается, нарушается его работоспособность.
- Чтобы понять, чем опасна перезарядка аккумулятора, не следует также забывать о кислоте в составе электролита. Если аккумулятор кипит, электролит активно испаряется, оседая на деталях и элементах в подкапотном пространстве. С учетом того, что в составе электролита находится серная кислота, попадание такой кислоты на детали из металла, резины и других материалов приводит к их разрушению, активной коррозии и т.д.
- По причине перезарядки АКБ достаточно часто перегорают предохранители, а также лампочки в салоне авто. Более серьезные последствия — выход из строя электрооборудования, перегрев и даже возгорание проводки.
- Сильный и долгий перезаряд может привести к взрыву аккумулятора. При перезаряде аккумулятор автомобиля может взорваться по причине того, что вода будет испаряться слишком быстро и специальные клапаны, выполненные в корпусе АКБ, попросту не успеют сбросить избыточное давление. Если обнаружено, что корпус аккумулятора деформирован (аккумулятор раздуло), нужно немедленно определить причину перезарядки и заменить АКБ.
Еще добавим, что взрыв аккумулятора приведет к попаданию большого количества электролита в подкапотное пространство. Если это произошло, нужно немедленно нейтрализовать кислоту из аккумулятора. Сразу отметим, смыть кислоту водой или бытовыми моющими средствами не получится. Оптимально это делать при помощи специальных нейтрализаторов кислот. В качестве первичной меры можно также использовать раствор воды и каустической соды (пищевой соды). (1-2 столовых ложки соды на 200-250 мл воды).
Если этого не сделать, кислота в составе электролита приведет к тому, что металлические элементы и другие детали будут серьезно повреждены. При этом можно отметить случаи, когда на автомобилях после взрыва аккумулятора вытекшей кислотой сильно повреждались лонжероны и другие важные элементы в конструкции авто.
Причины перезаряда аккумулятора автомобиля
Разобравшись с тем, что такое перезаряд аккумулятора и к каким последствиям это может привести, нужно также рассмотреть основные причины, почему аккумулятор перезаряжается на машине.
- Прежде всего, чтобы понять, почему идет перезаряд аккумулятора, необходимо повышенное внимание уделить генератору и реле-регулятору. Основная функция указанного реле – не допускать повышения напряжения в бортовой сети выше 14.5 В. Если реле генератора работает со сбоями, это часто становится причиной перезаряда АКБ.
В подобной ситуации может не быть сильного перезаряда, при этом клеммы аккумулятора все равно окисляются. Если же реле генератора совсем не работает, генератор может выдавать намного большее напряжение, что станет причиной сильной перезарядки АКБ и других неисправностей, связанных с ростом напряжения в бортовой сети автомобиля.
- Поломки генератора (например, выход из строя диодного моста, проблемы с обмоткой и т.д.) также могут приводить к перезаряду АКБ. Также кроме генератора следует обратить внимание на контакты в цепях.
Если контакт плохой, возникает дополнительное сопротивление. При этом реле-регулятор фиксирует такое сопротивление и воспринимает это в виде роста нагрузки на бортовую сеть. В целях компенсации потерь реле подает большее напряжение, при этом полностью заряженная аккумуляторная батарея начинает перезаряжаться.
Советы и рекомендации
В процессе эксплуатации автомобиля следует уделять повышенное внимание состоянию и работоспособности аккумулятора. Рекомендуется периодически заряжать аккумулятор внешним зарядным устройством. При этом в процессе зарядки от внешнего ЗУ, следует правильно подбирать режимы зарядки аккумуляторной батареи. При этом оптимально использовать автоматические зарядные устройства, которые исключают необходимость самостоятельно подбирать параметры для заряда батареи.
Если реле генератора работает, но периодически возникают сбои, необходимо заменить такое реле. Дело в том, что проблема может прогрессировать, это приведет к сильному перезаряду АКБ. В результате можно столкнуться не только с полным выходом аккумулятора из строя, но и другими последствиями, которые мы рассмотрели выше.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если в аккумуляторе замерз электролит. Из этой статьи вы узнаете, почему замерзает аккумулятор, а также как восстановить работоспособность батареи, если электролит замерз в аккумуляторе автомобиля.
Если аккумулятор кипел, после устранения причины перезаряда настоятельно рекомендуется заменить АКБ. Если такой возможности нет, необходимо обслужить аккумуляторную батарею. Следует довести уровень и плотность электролита до нормы, чтобы не превышать допустимую концентрацию серной кислоты. Если же электролит сильно загрязнен, произошло осыпание пластин или возникли другие проблемы, нужно выполнять десульфатацию аккумулятора, а также может потребоваться полностью заменить электролит.
Периодически рекомендуется проверять напряжение на клеммах аккумулятора при помощи мультиметра. Если на машине нет БК с функцией замера напряжения, также не лишним будет приобретение устройства, позволяющего измерять напряжение в бортовой сети. Сегодня существует много таких решений (зарядное в прикуриватель, FM-модуляторы и т.п.), которые способны определять и отображать напряжение в сети автомобиля.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что проблема перезаряда аккумулятора автомобиля может быть достаточно серьезной. Особенно это актуально для автомобилей, оснащенных сложной современной электроникой. Повышение напряжения в сети может привести к отказам или выходу из строя дорогостоящего электрооборудования, что ведет к серьезным затратам на последующую диагностику и ремонт.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Из этой статьи вы узнаете, когда и как часто нужно заряжать АКБ внешним ЗУ, а также на что обратить внимание при зарядке необслуживаемого аккумулятора от зарядного устройства и как правильно заряжать автомобильный аккумулятор данного типа.
Появление даже незначительных признаков перезаряда (окисление клемм, фиксация повышения напряжения в сети приборами, испарение воды из банок по причине кипения АКБ) четко указывает на необходимость немедленной диагностики, локализации и устранения проблемы.
Бывает так, что комплексный ремонт генератора и замена аккумулятора на новый обходится заметно дешевле по сравнению с устранением последствий взрыва аккумулятора под капотом или заменой дорогостоящих элементов электрооснащения автомобиля.
Напоследок отметим, что периодически нужно делать ревизию контактов, обслуживать аккумулятор, а также уделять внимание генератору и его работоспособности. Такой подход позволяет свести к минимуму или полностью исключить целый ряд неисправностей, связанных с перезарядом автомобильного аккумулятора.