Почему владельцы китайских машин скоро попадут в «рабство» к официальным дилерам
Вызванный внешними факторами бум автомобилей из КНР на отечественном авторынке пока что никого особенно не напрягает. Все рады, что хоть кто-то способен заменить ушедших из России автопроизводителей. Однако уже через несколько лет этот восторг может обернуться горькой оскоминой для сотен тысяч рядовых автовладельцев страны.
На данный момент китайские автопроизводители без проблем предоставляют российским СТО официальных дилеров доступ к своим диагностическим системам, оборудованию, финменному ПО и тому подобным вещам. Но при всем при том, все равно возникают серьезные проблемы с обслуживанием авомобилей из КНР. Зачастую оказывается, что каталоги запчастей содержат не адекватные фктическому положению вещей данные. Имеет также место банальная нехватка достаточного количества комплектующих для ремонта и обслуживания стремительно растущего парка клиентских ТС.
— Мы все привыкли к четкой работе систем постпродажного и гарантийного обслуживания американских, европейских, японских и корейских автобрендов. Тут все отработано, поскольку компании уже давно играют в подобные «игры» на зарубежных рынках. А китайцы только-только выбираются на международный простор и потому без проблем не обходится. Но они быстро учатся и года через 3—4 все наладят и в этой сфере тоже, — говорит автоэксперт Станислав Светозаров, замгендиректора ООО «Интерлакен-РУС»..
Но при этом он считает, что фактический захват китайскими брендами российского авторынка, в полную силу запущенный в 2023 году, грозит отечественным автовладельцам большими проблемами в недалеком будущем. Дело в том, что в подавляющем большинстве стран любой автобренд получает право торговать на местном рынке при жестком условии, что обеспечит доступ к своим технологиям диагностики и ремонта для абсолютно любого автосервиса. Такие правила игры существуют во многих странах. Кроме России. В нашем законодательстве этот аспект не оговорен.
Присутствовавшие ранее на отечественном рынке бренды, привычные к порядкам иных государств, не сильно усердствовали в засекречивании своих фирменных ноу-хау от российских неофициальных СТО. Китайские же автопроизводители по определению куда более закрыты по сравнению с конкурентами и пока что не выдрессированы на сей счет законами присутствия на международных рынках. То есть они уж точно не будут по доброй воле делиться информацией об обслуживании своих авто с российскими «неофициалами».
– Если наше государство сейчас не озаботится «приземлением» в российской юрисдикции китайских авторемонтных технологий, через 3—4 года владельцы сошедших с гарантии «китайцев» будут вынуждены обслуживаться только у официальных дилеров. По завышенным расценкам и с использованием дорогого «оригинала», разумеется. Поскольку все прочие СТО окажутся не в состоянии чинить китайские ТС — без доступа к фирменному диагностическому оборудованию, методикам, каталогам и прочему, — такой прогноз дал порталу «АвтоВзгляд» г-н Светозаров.