Поможет ли маркировка автомасел в борьбе с контрафактом – мнение экспертов
фото: tarantas.news
В России могут ввести маркировку автомасел – как это отразится на рынке и ценах
В РФ могут ввести специальную маркировку смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. Ожидается, что такое решение поможет бороться с незаконным ввозом такой продукции, а также с производством и продажей контрафакта. «Известия» поговорили с экспертами по этому поводу, они неоднозначно оценивают инициативу.
Содержание статьи:
Масло и антифриз пометят
Минпромторг РФ разработал проект постановления правительства «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей». Документ был опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов. Планируется, что эксперимент начнется 1 сентября и продлится до 31 августа 2025 года. В рамках эксперимента оценят эффективность маркировки как инструмента для борьбы с нелегальным оборотом промышленной продукции. В пояснительной записке к проекту также сказано, что это позволит участникам рынка подготовиться к введению обязательной маркировки в будущем.
Цель эксперимента — проверить полноту и достаточность маркировочных механизмов для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту товаров, включая контрафактную продукцию, а также для улучшения сбора налогов и таможенных платежей.
В рамках эксперимента предлагается маркировать моторные масла, смазки для шестерен и редукторов, антифризы, тормозные жидкости и другие виды смазочных материалов. На канистрах будут размещаться Data-Matrix коды, аналогичные тем, что используются для маркировки пищевой продукции, парфюмерии и других товаров.
В Минпромторге отметили, что в ходе эксперимента будут тестироваться механизмы нанесения маркировки и процессы взаимодействия участников рынка с информационной системой, используемой для эксперимента. Оператором системы выступит ООО «Оператор-ЦРПТ».
Участие в эксперименте является добровольным и не предполагает дополнительных расходов для его участников, так как все маркировочные коды и оборудование для их нанесения на время эксперимента предоставляются ООО «Оператор-ЦРПТ» бесплатно, подчеркнули в пресс-службе Минпромторга.
Против контрафакта
Основная цель системы маркировки — повышение безопасности граждан России, борьба с контрафактом и некачественными товарами, рассказал «Известиям» заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов. В настоящее время, по данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», доля нелегального оборота автомобильных масел достигает 50–60%.
Реваз Юсупов рассказал, что по итогам эксперимента правительство примет решение о введении обязательной маркировки. Ожидается, что это сократит количество поддельных товаров на рынке. По его словам, аналогичные результаты уже наблюдаются в других товарных группах. Так, например, в парфюмерии количество подделок снизилось на одну пятую, в табачной продукции — на четверть, в обуви — на треть, а в шинах и покрышках — вдвое.
При этом, появление маркировки, по словам Юсупова, не повлияло на цены. Введение маркировки не отразилось на стоимости товаров ни в одной из 17 маркируемых групп. По оценкам специалистов НИФИ Минфина, повышение стоимости товаров из-за маркировки составило не более 1% за шесть лет, что значительно ниже уровня инфляции в стране. Кроме того, маркированные товары медленнее дорожают, чем немаркированные, так как производители понимают, что находятся под контролем, и стараются удерживать цены.
В компании Sintec Group, производящей автомобильные масла и технические жидкости, поддерживают инициативу Минпромторга и считают, что это поможет очистить рынок от контрафактной продукции. На запрос «Известий» в компании подтвердили готовность участвовать в эксперименте и сообщили, что в рамках программы модернизации производства предусмотрели оснащение всех линий специализированным оборудованием для нанесения маркировки. Они технически будут готовы к участию в эксперименте в течение ближайших месяцев.
Первый шаг
Вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что предложенный Минпромторгом эксперимент по маркировке сможет лишь частично решить проблему контрафактных автомобильных масел, антифризов и тормозных жидкостей. По его мнению, полностью избавить рынок от подделок возможно только через радикальное изменение системы сертификации смазочных материалов и технических жидкостей.
Шапарин добавил, что сейчас система сертификации имеет заявительный характер, то есть любой индивидуальный предприниматель может заявить, что будет производить или импортировать масло с определенными характеристиками и оформить на него декларацию соответствия. Что же на самом деле находится в такой канистре — остается на совести продавца. В лучшем случае анализ состава проводится только при проверках, инициированных правоохранительными органами по уголовным или административным делам, пояснил он.
Кроме того, Антон Шапарин отметил, что указанные на упаковке допуски и рекомендации автопроизводителей зачастую не соответствуют действительности. На практике эти допуски никто не проверяет, и на этикетке может быть написано что угодно.
В свою очередь, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также выразил сомнение в эффективности маркировки. По его словам, маркировка может лишь подтвердить законность происхождения технической жидкости, но не гарантирует её качество.
Дополнительная маркировка подтверждает, что канистра с маслом или антифризом была произведена или ввезена легально, что даёт понять её происхождение. Однако, что на самом деле содержится в канистре — дорогая качественная «синтетика», как заявлено на упаковке, или более дешевая минеральная жидкость — остаётся неизвестным, пояснил эксперт.