Резонатор глушителя: назначение, устройство и особенности
Резонатор глушителя – это дополнительный глушитель, который устанавливается перед основным глушителем (резонатор на глушитель). Основная задача резонатора:
- частичное глушение шума (зачастую, снижается интенсивность низких частот);
- правильное распределение потока отработавших газов;
- снижение температуры выхлопа для защиты основного глушителя.
Резонаторы активно используются в выхлопных системах автомобилей и являются важным составным элементом таких систем. При этом не следует путать резонатор и глушитель, так как функционально данные элементы несколько отличаются. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Что такое резонатор глушителя: для чего необходим
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания создается достаточно сильный шум в результате сгорания топлива в цилиндрах. Чтобы понизить уровень шума до приемлемых показателей выхлопная система оснащается несколькими глушителями.
При этом можно выделить следующие элементы:
- резонаторы глушителя;
- основные глушители;
В зависимости от рабочего объема, конструкции и степени форсирования, а также ряда других особенностей двигателя, выхлопная система может иметь один глушитель и один резонатор, два глушителя и пару резонаторов и т.д.
Например, большеобъемные V-образные моторы обычно получают выхлоп, который предполагает по одному глушителю и резонатору на каждую головку блока. В свою очередь, выхлоп на малолитражке зачастую состоит из одного небольшого резонатора и глушителя.
Чтобы понять, что такое резонатор, необходимо отметить особенности выхода выхлопных газов из двигателя. Указанные газы сильно разогреваются и выходят из цилиндров под давлением. При этом давление постоянно меняется в зависимости от оборотов двигателя, нагрузки на мотор и т.д.
Резонатор выполняет следующие функции:
- снижает давление выхлопа и понижает температуру отработавших газов для защиты глушителя;
- перераспределяет поток выхлопных газов таким образом, чтобы погасить часть низкочастотных шумов еще до основного глушителя.
В результате уже в резонаторе преимущественно низкочастотный шум гасится на 40-50%, после чего выхлоп попадает дальше в глушитель, где происходит гашение остального шума.
Устройство резонатора
С учетом того, что глушитель и резонатор являются отдельными элементами, также имеются и некоторые конструктивные отличия. Прежде всего, резонатор глушителя обычно меньше по сравнению с основным глушителем.
Такая особенность продиктована местом его установки, так как ставится он перед глушителем и расположен в средней части днища автомобиля, тогда как глушитель имеет более массивную «банку» и зачастую ставится в задней части автомобиля.
По конструкции резонатор не является сложным решением и включает в себя:
- стальной корпус и перфорированные трубки, параллельно расположенные внутри корпуса на разных уровнях;
- дополнительную трубу в нижней части резонатора для пропуска выходящих из резонатора газов в основной глушитель;
Как работает резонатор выхлопной системы
При попадании газов в резонатор, их поток ударяется об стенки резонатора, давление выхлопа снижается, происходит гашение шумов. Также происходит отражение волны после того, как газы ударились об стенку.
Далее отраженная волна сталкивается с потоком поступающих газов, в результате чего волна условно гасит сама себя. Затем поток попадает в параллельную трубу, переходя в соседнюю камеру. После газы проникают в нижнюю трубу и выходят из резонатора, поступая в глушитель.
Эффективность работы резонатора обусловлена его размерами. Для лучшего погашения шума необходимо делать большие резонаторы, что не подходит для установки на автомобили.
Также слишком активная работа резонатора может привести к тому, что двигатель будет терять мощность из-за проблем с продувкой цилиндров. Именно по этой причине резонатор называют дополнительным глушителем, который работает в паре с основным (глушитель с резонатором).
При этом важно понимать, что функция гашения шумов для резонатора не является основной. Главная задача — понизить температуру и снизить давление, а также «выровнять» общий поток газов в выхлопной системе до глушителя.
Дело в том, что газы при выходе из двигателя сильно «пульсируют», давление на разных оборотах и нагрузках меняется. В свою очередь, в выхлопных системах автомобилей резонаторы — это устройства, выравнивающие пульсирующий поток отработавших газов.
Виды резонаторов
Фактически, каждый автопроизводитель постоянно экспериментирует с выхлопной системой. Также размеры резонатора и некоторые конструктивные особенности зависят от типа и особенностей установленного двигателя, самого вида транспортного средства и т.д.
В целом, можно выделить два вида резонаторов:
- резонатор для двухтактных двигателей;
- резонатор для четырехтактных моторов.
Примечательно то, что на четырехтактном моторе удаление резонатора позволяет повысить мощность на 10% и даже 15%. По этой причине важно сделать резонатор таким, чтобы он не отнимал мощность у двигателя и одновременно эффективно гасил шумы, а также снижал токсичность выхлопа.
В свою очередь, если убрать резонатор на двухтактном силовом агрегате, мощность такого мотора снижается без резонатора, а не с ним. В результате двухтактный мотор расходует больше горючего.
Неисправности резонатора: причины и основные признаки
В выхлопной системе резонатор отвечает за качественный отвод отработавших газов. На современных авто выхлоп из выпускного коллектора попадает в приемную трубу, далее проходит через катализатор, после чего поступает в резонатор.
От эффективности работы резонатора напрямую зависит качество гашения шумов и прохода отработавших газов в глушитель. Как правило, основных причин поломки резонатора:
- механические повреждения;
- коррозия;
- прогар;
- разрушение внутренней структуры.
Среди симптомов неполадок резонатора можно выделить:
- снижение мощности двигателя;
- повышение уровня шума;
- дребезжание и металлический лязг в глушителе при работе ДВС.
Чаще всего резонатор попросту прогорает или прогнивает, в результате чего нарушается герметичность и отработавшие газы вырываются наружу. Результат — появление низкочастотного рокота при работе двигателя.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему капает вода из глушителя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым вода капает из глушителя, а также в каких случаях этот признак указывает на серьезные неисправности автомобиля.
Однако иногда можно столкнуться с тем, что резонатор внешне целый, однако мощность мотора падает. Так происходит в случаях, когда разрушенная внутренняя структура приводит к закупориванию резонатора и выхлопные газы не могут нормально проходить в глушитель.
Ремонт резонаторов
При необходимости, резонатор можно заварить. Однако, данная процедура требует профессионального подхода. Качественный ремонт резонатора возможен только при условии соблюдения следующих условий:
- для ремонта резонатора потребуется подобрать специальную сталь для выхлопных систем в качестве заплатки;
- сварка должна производиться в среде инертных газов, так как обычная сварка приведет к перегреву и быстрому разрушению отремонтированных участков, активной коррозии в местах сварного шва и т.д.
С учетом таких сложностей, если вышел из строя резонатор глушителя, купить данный элемент получается более рационально, чем ремонтировать. На практике, покупая новый резонатор, цена детали приемлемого качества обычно получается всего лишь на 40-50% выше стоимости профессионального ремонта.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется ремонт глушителя. Из этой статьи вы узнаете об особенностях ремонта глушителя выхлопной системы автомобиля своими руками.
При этом срок службы детали после ремонта обычно не большой. Это значит, если неисправен резонатор, купить новую деталь лучше новой, после чего можно рассчитывать на максимальный акустический комфорт, эффективную работу выхлопной системы и двигателя, а также долгую и бесперебойную работу установленного резонатора.
Также отметим, что если выхлопная система старая, менять глушитель, резонатор и другие элементы (переходные соединения, уплотнительные кольца и манжеты) лучше комплексно, а не по отдельности.