Россияне избавляются от автомобилей: что происходит? Автомобильный портал 5 Колесо
Избавление от личных машин или их перераспределение – разбираемся в нюансах российской статистики
Звучит, конечно, привлекательно – типа «Гипс снимают, клиент уезжает!» Действительно, в Москве в 2022 году впервые была зафиксирована убыль легкового автопарка: количество зарегистрированных в ГИБДД машин сократилось на 16,6 тыс., составив 4,13 млн. Похожая ситуация в Подмосковье – здесь стало на 11,1 тыс. легковушек меньше – капля в море, но все же. В Питере убыль составила 11 тыс., в Саратовской области – 7,9 тыс., в Краснодарском крае – 7,3 тыс., в Псковской области – 5 тыс.
Люди избавляются от личного транспорта?
Да нет, конечно же – достаточно перевернуть следующую страницу отчетности. Тут же выяснится, что в Калининградской области легковой автопарк, напротив, увеличился на 9 тыс. машин, в Тюменской области – на 5,3 тыс., в Татарстане – на 2 тыс., на Камчатке – на 1 тыс. машин. А лидирует Приморье, где за год на учет встало дополнительно 15 тыс. легковых машин.
Похоже, что правильнее говорить не просто про избавление от автомобилей, а, в первую очередь, про их перераспределение. Но и тему избавления обходить стороной не стоит. Например, многие россияне покинули страну из-за начала военной операции и объявления частичной мобилизации. При этом часть из них пересекла границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте. Многие уезжали из России избавляясь от всего личного имущества, и проданные машины могли запросто уехать в другой регион.
Но есть и другие версии. Так вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что избавление от автомобилей во многих случаях происходит только на бумаге, а на практике же люди снимают машины с учета и продолжают на них ездить нелегально. Причина банальная – попытаться подобным образом «откосить» от штрафов, налогов и ОСАГО: дескать, денег нет. О грядущих объяснениях с полицией они не думают.
Свою версию убыли машин в столице предложили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. Здесь полагают, что большая часть автовладельцев решила предпочесть личному транспорту городской – от метро до такси. Известно, что в 2022 году пассажиры совершали в рабочий день более 15 млн. поездок, на 580 тыс. больше, чем в 2021 году. Учитывая, как усиленно столичные власти пытаются пересадить автовладельцев на общественный транспорт, вводя платные парковки с драконовскими тарифами и вешая камеры на каждом углу, в это охотно веришь. Власти города на Неве в этом не отстают от московских коллег: зона платной парковки уже покрывает весь центр и будет расширяться дальше.
Любопытно, что в январе 2023 года резко выросло число предложений о продаже подержанных автомобилей премиум-класса – Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus и т.п. – аж на 63% по сравнению с прошлым годом. Наиболее активно продают и автомобили люксовых брендов, таких как Bentley, Maserati, Lamborghini, Rolls-Royce. Но здесь многие причины лежат на поверхности: возникли очень серьезные сложности с их обслуживанием. Обновление программного обеспечения заблокировано, ремонт неимоверно затягивается – от люксовых автомобилей таких капризов терпеть не хотят.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС), Ян Хайцеэр, пояснил, что большинство владельцев автомобилей классов премиум и люкс привыкло, что их обслуживание не требовало никаких усилий – только плати. При этом многие владельцы таких машин нанимали водителей и вообще не желали что-либо слышать про затяжные ремонты. А теперь беспроблемное содержание Mercedes, BMW, Land Rover, Rolls-Royce стало почти невозможным. Отсюда и желание избавиться от статусной игрушки, которая в любой момент может превратиться в недвижимость.
Понятно, что обновление автопарка идет сегодня гораздо медленнее в следствие резкого сокращения продаж новых автомобилей. Однако известно, что в 2022 году физлица ввезли через Владивосток в Россию почти 200 тыс. подержанных авто, в основном японских и корейских. Ожидается, что в 2023 году в Россию будет ввезено еще больше автомобилей возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн).
В общем, изменение структуры автопарка налицо. При этом о поголовном желании россиян избавиться от личных машин речь все-таки не идет. Во многих регионах альтернативы собственному автомобилю как не было, так и нет — особенно это касается жителей поселков. Но в крупных городах, где хорошо развит общественный транспорт, тенденция отказа от личного авто становится все очевиднее. И власть прикладывает к этому все усилия: чего, например, стоит предложение вице-премьера Марата Хуснуллина о сокращении парковочных мест в новостройках.
Что еще почитать:
Человейники лишатся парковок: что задумало наше правительство
Источник: 5koleso.ru