Такси летят к катастрофе — «АвтоВАЗу» пора заняться делом
Владельцы таксопарков выходят из бизнеса и распродают автомобили, частники — владельцы собственных легковушек — не горят желанием бить их в ежедневных поездках. На рынке таксомоторных перевозок назревает кризис, связанный с отсутствием транспортных средств. При текущих ставках кредитования покупка авто в долг нерентабельна. Проблему нужно решать на государственном уровне, но как?
В адрес премьер-министра Михаила Мишустина поступило письмо от ассоциации «Национальный совет такси» (НСТ). Участники рынка просят оперативно запустить программу льготного лизинга автомобилей для отрасли. Хотя бы под 18% годовых, тогда бизнес сможет худо-бедно функционировать. Иначе хана — в самой ближайшей перспективе машин просто не останется.
В настоящий момент ставки корпоративного кредитования в 2−2,5 раза выше, по лизингу творится то же самое. Подобная стоимость финансирования делает нерентабельной даже производство и продажу оружия, на счёт чего недавно возмущался глава Ростеха Сергей Чемезов. Не говоря уже про весь остальной бизнес.
«Некоторые лизинговые компании в связи с повышением ставки Центробанка даже задним числом по договорам, заключенным ранее, подняли лизинговые платежи за автомобили. Замена таксопарка происходит сейчас гораздо хуже, потому что лизинговые платежи стали просто неподъёмными. Льготные программы отрасли очень нужны.
Давайте не будем забывать, что средний пробег автомобиля такси в год составляет 120−140 тысяч километров. То есть сейчас, если замены парка не будет происходить, мы приходим к среднему возрасту автомобилей где-то в семь-восемь лет. Это критично", — объясняет председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.
Для авто С-класса — в нашей стране в такси по большей части работают как раз «компакты» — подобные пробеги, действительно, критичны. Они, в общем-то, даже не предусмотрены производителями. И ваша поездка на таком рыдване в любой момент может прерваться, в том числе самым трагическим образом.
Участники рынка уже говорят о том, что ситуация близка к катастрофической. Значительная часть легковушек, купленных до начала СВО, уже выработала большую часть ресурса, а их аналогов в продаже нет и не предвидится.
Ранее популярные в такси машины от Hyundai-Kia и Volkswagen AG (прежде всего Skoda) в РФ теперь недоступны, а предлагаемые на рынке транспортные средства не могут похвастаться такой же долговечностью — как правило, ходят они в три-четыре раза меньше. То есть финансовая нагрузка на отрасль увеличивается.
Есть ли решение? Да, таковое имеется. Но просто дать денег на субсидирование лизинговых программ, наверное, не самый лучшей вариант.
Пока что китайские авто составляют менее половины парка такси в РФ, если же они займут доминирующее положение — получится тот самый «тришкин кафтан», который придётся постоянно латать. И скорость замены машин станет нарастать, соответственно, нагрузки на госбюджет тоже.
Альтернативный вариант — развернуть массовое производство отечественных «таксо». «АвтоВАЗ» у нас нынче вроде как государственный, и там есть подходящие разработки. Недорогие и вполне годные.
Например, в 2022 г. появилась информация про удлинённый универсал на базе «Гранты», даже с фотографиями прототипа. Тогда же заговорили и про седан с увеличенной колёсной базой, но уже без конкретики.
«Сарай» с большим багажником — вполне подходящий вариант для таксопарков, хотя седан с большим пространством для ног пассажиров второго ряда, наверное, всё же лучше. Но и то, и другое можно изготовить в кратчайшие сроки, поставить на конвейер и насытить этими машинами бизнес по перевозке пассажиров.
Кто-то, конечно, будет кривиться — Hyundai Solaris и Skoda Octavia гораздо корректней и просторней, чем «Гранта». Да, факт, даже класс отечественных авто другой, более низкий — это «В». Но тут, как говорится, «либо шашечки, либо ехать». Ехать нужно, тут без вариантов, такси стране нужны как воздух, особенно в мегаполисах. Недорогие и надёжные.
При всех претензиях к продукции завода из Тольятти «Гранты» — наследницы ВАЗ-2109 — вполне надёжны. МКПП, конечно, в пробках менее удобна, чем китайские «роботы», зато на 70 тысяч километрах пробега с ней ничего не случится, да и со сцеплением тоже.
К тому же деньги останутся в России, а не пойдут на развитие экономики другого государства, напротив, станет развиваться наша промышленность. Проект во всех отношениях выгодный, да и патриотичный, хотя это слово в наши времена давно уже девальвировано, затаскано. Но тем не менее.
Остаётся самая малость — заставить руководство «АвтоВАЗа» заняться делом, а именно произвести означенные авто.
И установить на них «госцену», дабы машины было рентабельно покупать. Теоретически, при праве собственности РФ на предприятие никаких проблем тут быть не должно. Но именно что только теоретически.
Пока что у топ-менеджмента завода иные планы, как недавно заявил глава компании Максим Соколов выпуск авто планируется сокращать. Прогнозы на авторынок-2025 самые неутешительные, а снижать цены в целях удовлетворения спроса — нет, этот вариант не рассматривается.
Спрос на что-то там — на те же машины для такси — тоже почему-то никого не волнует. И на заводе, и в вышестоящей конторе — в Минпромторге. В связи с этим появляется всё больше вопросов и к министерским деятелям, и к их подчинённым из города на Волге. Зачем госбюджет вообще тратит десятки и сотни миллиардов рублей на завод, который занимается непонятно чем? Есть конкретная проблема, её нужно и, главное, можно, решить. Причём быстро и с большой пользой для страны в целом. Но почему-то во властных структурах нет даже мыслей на сей счёт.