Уровень антифриза «на холодную» и на «горячую»: проверка уровня антифриза
Охлаждающая жидкость (антифриз или ТОСОЛ) в системе охлаждения двигателя выполняет важнейшую функцию, отводя излишки тепла от нагретых деталей. Также охлаждающая жидкость защищает систему охлаждения двигателя от коррозии, выступает в роли очистителя тонких каналов системы и т.д. Для нормальной работы всей системы охлаждения антифриз должен быть залит строго по уровню.
При этом необходимо учитывать следующее:
- нормальный уровень антифриза должен быть как «на холодную», так и «на горячую»;
- любые отклонения от нормы могут стать причиной перегревов, значительного повышения давления в системе, разрывов расширительного бачка и патрубков и т.д.
По этой причине необходимо знать, каким должен быть уровень антифриза в бачке. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Как работает система охлаждения двигателя
Конструктивно система охлаждения включает в себя следующие основные элементы:
- каналы и трубки;
- термостат;
- расширительный бачок;
- радиатор охлаждения;
- вентилятор охлаждения;
- радиатор отопителя (радиатор печки);
- водяной насос (помпа).
Внутри системы происходит постоянная циркуляция антифриза за счет работы помпы. При этом объем жидкости, которая подается в радиатор охлаждения, регулируется термостатом в зависимости от температуры.
Пока двигатель прогревается и не вышел на рабочую температуру, антифриз циркулирует только по рубашке охлаждения двигателя (каналы в блоке и головке блока цилиндров), то есть по малому кругу. После выхода на рабочие температуры (около 85-90 градусов Цельсия), термостат открывает канал для перетекания жидкости в радиатор охлаждения (большой круг).
В результате, после открытия термостата антифриз циркулирует по малому кругу, а также по большому одновременно. При этом в радиаторе жидкость активно охлаждается. Если же такого охлаждения недостаточно, срабатывает вентилятор охлаждения, который дополнительно обдувает двигатель снаружи.
Охлаждающая жидкость: уровень антифриза
Система охлаждения двигателя – закрытого типа и полностью герметичная. При этом уровень антифриза играет важнейшую роль в системе, так как недостаточный уровень ТОСОЛа или антифриза приведет к перегреву двигателя. В свою очередь, сильный перелив может стать причиной течей, разрыва патрубков или расширительного бачка.
- По этой причине важно поддерживать оптимальный уровень антифриза. Определяют объем жидкости при помощи расширительного бачка, куда и заливается ОЖ при заправке системы. Как правило, на бачке есть надписи «min» и «max», указывающие на минимальный и максимальный уровень жидкости в охлаждающем бачке.
- Нормой принято считать показатель, когда в систему залит качественный готовый антифриз, уровень которого находится между указанными отметками. Если отметок нет, тогда условно нормой считается середина бачка (можно промерить линейкой общую глубину резервуара).
- Важно учитывать то, что при нагреве и охлаждении меняется уровень антифриза. По этой причине нужно помнить, что уровень охлаждающей жидкости «на холодную» и уровень охлаждающей жидкости «на горячую» будет отличаться.
На практике, если залить на холодную бачок почти до максимума, после прогрева уровень жидкости будет превышать норму. Также, если налить по минимуму (с поправкой на нагрев), после прогрева жидкости может быть недостаточно для наиболее эффективной работы всей системы. Это значит, что в процессе эксплуатации желательно определить, насколько повышается уровень на горячую на том или ином автомобиле.
С учетом того, что зачастую при полном прогреве жидкость в бачке поднимается со средней отметки ближе к максимуму, опытные водители заливают на холодную антифриз, чтобы его уровень был чуть ниже средней отметки. В дальнейшем, после прогрева уровень поднимается и будет стоять на отметке выше среднего, но не превышать максимально допустимый.
Если залить антифриз не по уровню
Часто водители не знают, какой уровень антифриза считается нормальным и заливают жидкость в бачок на глаз. Также в процессе эксплуатации автомобиля антифриз имеет свойство выкипать, уровень охлаждающей жидкости постепенно понижается.
Чтобы не доливать жидкость, некоторые льют сразу выше максимума (с запасом). Обратите внимание, в обоих случаях это может стать причиной перегревов двигателя и других проблем с системой охлаждения.
- Если уровень жидкости будет минимальным или упадет до критической отметки (расширительный бачок почти пустой), перестанет нормально греть печка. Если же охлаждающей жидкости будет недостаточно для того, чтобы заполнить малый круг, произойдет нарушение температурного режима. Другими словами, происходит перегрев мотора.
Хорошо известно, что при сильном перегреве мотор может заклинить. Однако часто перегрев может быть скрытым (локальным), когда датчик температуры может не сработать или показать незначительное отклонение от нормы. При этом значительно повышается расход топлива, далее отдельные детали двигателя в областях максимального нагрева трескаются, начинается активный износ силового агрегата и значительная потеря ресурса.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какой антифриз лучше выбрать для автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о видах и типах антифризов, какие свойства имеют разные жидкости системы охлаждения, а также на что обращать внимание при выборе антифриза для автомобиля.
- Перелив антифриза может казаться вариантом, когда водитель перестраховывается от выкипания и недолива. К сожалению, перелив и превышение отметки «макс» приведет к проблемам после расширения охлаждающей жидкости от нагрева. Увеличение объема станет причиной роста давления внутри системы. В результате срывает крышку расширительного бачка, разрывает патрубки, радиаторы и т.д.
Потеря герметичности приводит к тому, что система начинает течь и завоздушивается. В свою очередь, протечки приведут к падению уровня охлаждающей жидкости, тогда как воздух в системе еще больше ухудшит эффективность охлаждения (образуются воздушные пробки).