Автостоп: «Стратегический запас» легковушек превысил миллион. Кто их будет покупать?
Российский авторынок продолжает падение и начинает входит в крутое пике — динамика продаж «месяц к месяцу» каждый раз всё хуже. Начало года Россия встретила примерно с миллионом легковушек на складах, сейчас таковых уже намного больше.
Что с ними делать в принципе непонятно, решения нет. Пока же власти и представители авторынка «корректируют» статистику и делают вид, что ничего особо страшного не происходит.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» майские продажи на российском рынке новых автомобилей оказались на 10,7% хуже апрельских. При этом статистика странным образом оперирует цифрами на уровне 100 тысяч месячных продаж, хотя даже при беглом взгляде становится ясно, что это вряд ли соответствует в действительности.
«Несмотря на то, что склады у нас затоварены — и мы все это знаем, на полгода автомобилей хватит — ситуация пока не меняется. Это касается и «АвтоВАЗа», это касается и завода Haval.
В первом квартале было выпущено 246 тысяч автомобилей, и это больше, чем надо рынку сейчас. Не знаю, в чём заключается логика", — говорит главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин.
Иными словами, 80 тысяч новых авто в месяц не нужно, продаётся значительно меньше. А вот «Автостат» утверждает, что в марте своих покупателей нашли 80 тысяч легковушек, в апреле — 102 тысячи, в мае, соответственно, 91 тысяча. Да и на дорогах просто не видно этих новых машин, особенно это касается десятков тысяч «жигуляторов» всех моделей с преобладанием «Гранты» (фактически от 1,1 млн рублей).
Вся «аналитика» шита белыми нитками, даже при беглом «перекрёстном допросе» все фальшивые построения рассыпаются. Автомобили просто не продаются.
«Преобладает общая усталость населения от текущих негативных трендов. Ожидание возвращения ушедших брендов, поддерживаемое СМИ, ведет к тому, что потенциальный покупатель продолжает голосовать в пользу банковских депозитов.
Надежда на скорое снижение ключевой ставки Центральным Банком как возможность повышения доступности кредитов также играет сдерживающую роль.
Однако мы находимся в ожидании того, что решение правительства о расширении программы льготного кредитования на семьи с двумя и более детьми сыграет свою положительную роль", — рассуждает глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Алексей Калицев.
Как-то мутно. Нужно уж определиться — либо граждане РФ такие богатые и корпят над своими несметными депозитами, либо денег у них нет и все ждут доступных кредитов, в первую очередь «льготных».
А то в целом получается какая-то ерунда. Между прочим, в программе «льготных семейных» кредитов народ уже разобрался и понял, что это не так привлекательно, как кажется на первый взгляд.
«В июне начинается низкий для автобизнеса отпускной сезон. Продажи упадут на 5−8% относительно мая», — прогнозирует директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров.
В июле и августе будет та же картина. Таким образом за лето суммарно продажи грохнутся ещё где-то на треть по сравнению с концом весны. Так и до абсолютного нуля недалеко.
А складские запасы при этом, как несложно догадаться, продолжат расти. Я периодически проезжаю мимо одного из «отстойников», где под открытым небом ржавеют новенькие авто. Меньше их там не становится, напротив.
На начало года суммарно иномарок и «нашемарок» на складах насчитывалось под миллион. Сейчас уже явно больше миллиона, и, в условиях упомянутого выше превышения уровня производства над спросом возможны дальнейшие рекорды. До полутора миллионов «стратегические запасы» легковушек в Новому году вряд ли вырастут, хотя чем чёрт не шутит…
Любопытно, что будущей зимой очень многие вроде как новые «китайцы» 2023 года выпуска — таковых на складах хватает — станут «трёхлетками». И будет ли на них гарантия в принципе вообще непонятно. Скорее всего нет.
Аккумуляторы сдыхают, кислота разъедает кузов, который и так не отличается стойкостью к коррозии. Плесень и сырость портят электронику, птицы своим едким помётом вредят ЛКП, в салонах появляется затхлый запах. Машина должна ездить, а не стоять, иначе она быстро превращается в кусок ржавчины, это аксиома. Но излишне жадные торговцы почему-то этого не понимают. Их проблемы.
С продукцией «АвтоВАЗа» ничуть не лучше, особенно учитывая то, что она собрана из импортных комплектующих отнюдь не лучшего качества. Завод в Тольятти уже начал снижать объёмы производства, но тут палка о двух концах.
Чем меньше машин выезжает из ворот завода, тем меньше государство даёт всяких «субсидий», а эти деньги в нынешних условиях кризиса продаж интересны руководству предприятия больше всего. Иначе просто будет нечего «осваивать».
Одних «душит жаба» устраивать распродажи, другие осваивают бюджетное финансирование, третьи прикрывают всё это сомнительной статистикой. Автокредиты недоступны, да и покупать по таким диким ценам всякий хлам желающих немного.
В итоге люди берут подержанные иномарки и матерятся на автомобильных форумах. Какая-то феерическая по своей дикости картина получается. Остаётся лишь запасаться попкорном и ждать развязки этой автомобильной драмы.