Горячее дыхание кризиса — вслед за машинами стали распродавать автосалоны
«Стратегические» запасы новых легковушек, скопившиеся у торговцев, продолжают увеличиваться за счёт конвейера «АвтоВАЗа», убытки автосалонов тоже растут. В этой ситуации каждый выживает в одиночку, рынок с вроде как едиными ценами начал стремительно распадаться. Понятие стоимости той или иной модели размывается, везде свои скидки, причём уже довольно приличные — покупателям сходу предлагается уменьшить ценник на 20−25%.
Согласно данным «Авто.ру. Оценка», по итогам января-марта 2025 года средний размер дисконта на новый автомобиль достиг 21%. «Вилка» наиболее расхожих предложений — от 17% до 26%, но могут скинуть уже и 50% на особо дорогие и неходовые модели. Впрочем, с каждым днём эти цифры становятся менее актуальными, то есть «акции» становятся всё более привлекательными. А ведь ещё месяц назад дилеры говорили, что 10−15% этот тот предел, на который они готовы согласиться…
«Необходимо нарастить объем рынка до 2−3 млн новых автомобилей. Объясняются эти цифры достаточно просто. Нужно помнить, что сегодня в России зарегистрированный парк автомобилей составляет около 49 млн единиц. Более 70% этого парка (35 млн) имеют возраст свыше 10 лет, а более 40% — старше 15 лет.
Если мы хотим, чтобы через 10 лет в стране в большей степени были автомобили хотя бы в возрасте до 10 лет, то ежегодный объём авторынка должен быть не менее 3 млн единиц. Такого результата мы достигали в 2013 году. Спрос на автомобили в России далеко не полностью удовлетворен.
Откуда этот вывод? Сегодня степень автомобилизации населения в России оценивается примерно в 360 машин на 1 тысячу человек, а в развитых странах Европы, США и Азии этот показатель почти в два раза выше", — вещает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.
Наверное, в чём-то он и прав. Но именно только в чём-то…
По информации Росстата, средний возраст автомобилей, находящихся в распоряжении российских семей, по итогам 2024 года составил 11,5 лет. В США — 12,6 лет. Есть, конечно, и другие оценки, но с данными Росстата особой пропасти почему-то нет. Тут мы примерно на одном уровне со Штатами, то есть ничего хотеть не нужно. Что там хочет глава гильдии автодилеров — его проблемы. Хочется — перехочется!
Основная проблема в том, что рядовой американец может купить новый автомобиль за несколько среднестатистических месячных зарплат ($4600 после уплаты налогов), тогда как в РФ данный срок исчисляется годами. И всё становится только хуже: с начала 2022-го автомобили в России подорожали в три раза, тогда как покупательная способность населения снизилась более чем наполовину.
То есть в плане отдельно взятого авторынка проблем-то нет, просто деньги у россиян отсутствуют. Понимают это торговцы машинами? Скорее всего, понимают. Но не хотят признаваться в том, что сами себе вырыли яму. Хотели хапнуть очень много денег, но жадность всегда приводит к бедности.
…В среду заехал в один автосалон. Там пусто, совсем пусто, менеджеры даже не обращают внимания на единичного посетителя. Не иначе считают, что это мираж, призрак. Наконец, один из них соизволит отлипнуть от просмотра чего-то на экране смартфона и поднять своё седалище с удобного кресла. И задал вопрос: зачем, собственно, я сюда припёрся, оторвав их от столь приятного времяпрепровождения?
Стоимость конкретно этой модели? На ценник можете не смотреть, сделаем вам минус 25%. Это в кредит, с КАСКО, с расширенной гарантией и «эксклюзивной» программой технической поддержки от автосалона.
Кредит не нужен, страховка тоже? И гарантия платная не нужна, вместе с техподдержкой? Тогда условия будут другими. Какими? Оставьте телефон, я проконсультируюсь с руководством, мы вам перезвоним. Не хотите… Начальства сейчас нет, зайдите завтра, всё можно решить на месте. Цены, получается, «договорные»? Ну да, наверное — это слово молодой человек почему-то не знал. Ещё молодой.
Торговцы готовы «двигаться», так как ситуация совсем швах — как признают эксперты, те запасы авто, которые были на начало года, совсем не уменьшаются. Правда, в их оценке отдельные деятели порой «путаются в показаниях», но это уже детали. 500 тысяч иномарок и столько же отечественных авто — приблизительно так, и не иначе. В данном случае поверим главе «АвтоВАЗа» Максиму Соколову, ему эти «полумиллионные стоки автомобилей иностранных брендов» очень мешают.
Почему нет движения по сокращению размеров запасов? Тут всё просто — «ждуны» ждут. Чего именно? И это очевидно — цен 2020−2021 годов, до начала эпидемии коронавируса и СВО. То есть где-то минус 70−80% от уровня января 2025-го. И ведь это вполне реально. При этом, правда, весь автобизнес разорится, но это вряд ли кого-нибудь из простых людей сильно расстроит.
Уже началось — по данным кадрового агентства HeadHunter только за март 2025 года число соискателей в сфере автобизнеса выросло аж на 13%, в целом по экономике РФ данный показатель на первом месте. При этом число вакансий за тот же период уменьшилось на 5%. В настоящий момент на одну вакансию какого-нибудь менеджера по продажам претендует три человека, годом ранее — всего два. Напротив, дефицит автомехаников продолжает усиливаться.
Еще один симптом — риэлторы получили заявки на реализацию множества автосалонов, причём цены на данные объекты очень быстро падают — предложение растёт. С недвижимостью сейчас дело вообще плохо, там тоже ждут обвала цен — на квартиры — да и с коммерческой тоже нелады. Автосалоны же могут стать неликвидом № 1, так как вся отрасль на грани краха. Поэтому и пытаются продать хоть за какие-то деньги.
А мы, простые потребители, продолжаем ждать. Месяц назад скидки составляли 10−15%, сейчас, как прогнозировала «СП», они уже 20−25%. Тенденция совершенно очевидная.