«Оно платное и глючит»: как я ездил на электрическом Geely EX5 и с какими проблемами столкнулся
Инженер Ипполит Романов строил свои электрокэбы в Петербурге в конце позапрошлого века. Полвека назад на АВТОВАЗе над проектом серийного электромобиля трудилась аж сотня инженеров. И вот, наконец, свершилось: мы можем пойти к дилеру Geely и купить такую машину. Заверните!
Нам повезло. Прямо у подъезда редакции, буквально под нашими окнами на улице Гиляровского обнаружилась зарядная станция. Подъезжаешь утром к работе, ставишь машину на зарядку, едешь вечером домой с полной батареей — красота! Но… Ровно полчаса двое взрослых, с высшим образованием, мужчин пытались зарядить ЕХ5. Нам удалось воткнуть тяжелый и грязный кабель в гнездо в переднем правом крыле Geely — зарядка не работает. Мы скачали не одно, аж три приложения — не работает. Долго бились с ними, используя два смартфона и много ненормативных словосочетаний — не работает. В конце концов, какой-то добрый человек остановился рядом: «Оно платное и глючит, лучше поезжайте в Банный переулок…» И я сразу вспомнил «Конька-Горбунка».
«Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится»
А накануне электрический «Джили» покорил меня совершенно. Как он замечательно разгоняется! Не резко и нервно, как многие электрички, на которых приходилось ездить, а упруго, мощно, словно неудержимая волна подхватывает тебя с любой скорости и мчит вперед. И не воет при этом, как Любин троллейбус в погоне за Деточкиным — поначалу, пока скорость не превысит 30 км/ч, внутри (и снаружи, чтобы предупредить пешеходов!) играет тихая меланхоличная мелодия, а потом в салоне слышен лишь нарастающий шелест шин и свист ветра в зеркалах и передних стойках.
Я выбрал режим «Спорт», отклик тормозов тоже поставил в «спорт», режим рекуперации установил «средний», и очень даже все это выглядит симпатично. И алгоритм работы тормозов понравился. Опять же, в отличие от многих других «электричек», которые словно в упругую стену втыкаются, стоит снять ногу с педали газа, тормоза ЕХ5 вступают не резко, а довольно плавно, даже неожиданно не сразу, через мгновенье-другое, но отлично замедляют машину.
Еще один приятный сюрприз преподнесла подвеска — славным балансом между плавностью хода, энергоемкостью и управляемостью. Достаточно длинноходная, она отменно отрабатывает мелкие неровности на разбитом асфальте и хорошо глотает более крупные ямы на грунтовке. Конечно, со скоростью на проселке перебарщивать не стоит, но очень приятно, плотно, упруго идет машина. А на шоссе ЕХ5 радует устойчивостью — кроссовер тяжелый и довольно высокий, но за счет аккумулятора под полом центр тяжести расположен низко, машина не раскачивается, ее будто невидимая сила прижимает к асфальту. Да, в поворотах на больших скоростях крены все-таки дают себя знать. Но ведь это, безусловно, не гоночная машина, а семейный автомобиль: комфортабельный, быстрый, когда надо, и надежный — в том смысле, что на него можно положиться. Короче говоря, хорошая машина: «Эко чудо-огонек!»
«И алмазные копыты.
Крупным жемчугом обиты»
Вовсе нет. Несмотря на несколько международных дизайнерских наград, полученных создателями ЕХ5, внешность электрокроссовера не отличается какими-то особыми острохарактерными деталями. Маркетологи говорят об «элегантном и смелом художественном высказывании, объединяющем изя-щество китайского фарфора с динамичными современными чертами». Гм-м-м… Между прочим, у «Джили» целых четыре дизайн-центра — в Шанхае, Гетеборге, Ковентри и Милане. Может быть, поэтому облик машины получился неким «средним стилистическим»: традиционные пропорции, в меру плавные линии, никаких намеков на несуществующие внедорожные способности. Это не нарочито провоцирующий «конек-горбунок», но и не «чудо-жеребец» сказочной красоты.
Об электрической сущности Geely ЕХ5 можно догадаться по отсутствующей решетке радиатора. А вот присущий бензиновым машинам длинный капот, под которым масса свободного места, оставили. Почему не сдвинули салон вперед, увеличив жилое пространство, как поступили инженеры Jaguar или Zeekr? Не исключено, что сделано это как своеобразная технологическая страховка — когда увлечение электромобилями пойдет на спад, сюда установят двигатель внутреннего сгорания, превратив ЕХ5 в гибрид, а потом и от электромотора откажутся, сэкономив три центнера живого веса.
«Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету»
И очень хочется верить, что китайцы скоро наиграются в замерзающие на морозе выдвижные ручки дверей, неудобные при быстрой перекладке квадратные рули и подрулевые селекторы трансмиссии в стиле 50‑х годов прошлого века. Конечно, управлять светом и дворниками с левого рычага в конце концов привыкнешь, но зачем привыкать к неудобному?
У руля скошены и верхний, и нижний сегменты, причем по-разному. На спицах — кнопки музыки, борткомпьютера, круиз-контроля, вызова голосового помощника и программируемая (камеры, багажник, источник звука). На центральной консоли квартет необходимых кнопок и многофункциональный селектор с довольно замороченным алгоритмом работы.
Вот и узенькая полоска приборной панели с мелким шрифтом странно смотрится (и плохо читается) рядом с огромным цветным экраном в центре торпедо. Все регулировки, кроме включения климат-контроля, обогрева переднего стекла, вентиляции и внутренней циркуляции воздуха, завязаны на дисплей. Слава богу, дефлекторы вентиляции сделаны механическими, а проекционный дисплей до некоторой степени нивелирует недостатки микроскопической приборки. Но на этом с минусами все — дальше в салоне начинаются сплошные плюсы.
Сиденье гостеприимно отодвигается при посадке, и ты погружаешься в приятную атмосферу ненавязчивого комфорта, которую тут и там подчеркивают стильные черточки. Вот, скажем, симпатичные тарелочки динамиков на верху передней панели. Все здесь мягкое: центральная консоль, подлокотники, подоконники, торпедо. В удобных передних сиденьях есть и электропривод с памятью, и обогрев с вентиляцией, а у пассажирского даже подставка-оттоманка. Довольно симпатичный пластик отделки с любопытными рисунком и текстурой с намеком на дерево смотрится дорого и хорошо сочетается с черным рояльным лаком и качественным, перфорированным и простроченным кожзамом кресел.
Дизайнеры Geely не скрывают, что подрулевой селектор трансмиссии они подсмотрели у Mercedes-Benz и Tesla.
С потолочного пульта можно включать освещение салона и аварийку. Управлять люком придется с дисплея.
Сзади места — вагон: по 10 см пространства остается перед коленями и над головой, если садишься «сам за собой». На полу вообще нет трансмиссионного тоннеля, все тут мягко, включая подоконники, симпатично и удобно. В торце центральной консоли кнопки 2‑ступенчатого обогрева сидений, мини-USB и USB-входы, воздуховоды вентиляции, которые можно перекрыть, выдвижная ниша для мелочей, ручки с микролифтом и подсветка рядом с ними, широкий центральный подлокотник с подстаканниками, угол наклона спинок дивана можно регулировать, хотя и в небольшом диапазоне. Разве что крючков для одежды нет — это минус. Зато под задним сиденьем обнаружился выдвижной ящик.
«…да не худо
И завесть такое чудо»
Правда, по великой китайской традиции подушка дивана установлена неподвижно, а значит, нет возможности варьировать длину салона и объем багажника. Который, надо сказать, маловат. Да, съемный пол можно опустить на 14 см ниже, увеличив объем с 302 до 410 л, а в подполе имеется вместительный ящик объемом 51 л, где лежат зарядный кабель, набор автомобилиста и компрессор для подкачки шин. А вот шторки здесь нет — ее придется покупать отдельно.
Оттоманка в переднем правом кресле — признак топовой версии Max.
Как нет и запаски. Совсем. Само по себе ее отсутствие, конечно, не смертельно. Но в сочетании с и без того ограниченным запасом хода электромобиля, восторга не вызывает. Китайцы обещают 430 км. Ну-ну… После неудачной попытки зарядить ЕХ5 в городе, я заряжал его дважды — на АЗС «Трасса», где имеются высоковольтные станции быстрой зарядки. В первый раз за 45 минут с 42 до 100 % — всего 35,5 кВт*ч по 19,8 р. (плюс чашка капучино за 250 и стакан сока за 300, не будешь же сидеть просто так почти час). Во второй примерно за полчаса «залили» 32,5 кВт*ч — с 32 до 85 % емкости батареи. В итоге расход энергии составил 17 кВт*ч/100 км или 2653 рублей на сотню. А если бы это был бензиновый кроссовер с расходом 10 л/100 км, я бы потратил 4730 руб. Невелика экономия.
Под неподвижной подушкой просторного дивана имеется выдвижной ящик.
Правда, есть еще бесплатные парковки в столицах и некоторых других городах. Да и транспортный налог за «электрички» не берут в Калужской, Воронежской, Кемеровской областях и кое-где еще… Как писал когда-то Петр Ершов: «И, по милости своей, дал в прибавок пять рублей. Царь-то был великодушный!»
Однако доехать из этих областей до Москвы или Питера для владельца электромобиля станет непростой задачей. Маршрут придется скрупулезно просчитывать — от одной зарядки до другой. И закладывать на остановки куда больше времени. А если окажется, что станция не работает? А если нет интернета? А если разрядился ваш смартфон? И зачем мне беспокоиться обо всем этом, зачем переплачивать за электрический кроссовер не меньше полумиллиона, по сравнению с бензиновым такого же класса и размера — чтобы сэкономить на топливе? Вряд ли. Скорее, чтобы покрасоваться модным девайсом перед соседями по престижному коттеджному поселку, как Иван-дурак собирался похваляться жаро-птицевым пером. Думается, Конек-горбунок давным-давно дал своему незадачливому хозяину ответ на эти вопросы: «Но для счастья своего не бери себе его».
Высоту открывания двери багажника можно настроить на 5 уровней. Но максимум всего 183 см — это мало, берегите голову.
На правом крыле расположен зарядный порт.
Источник: 5koleso.ru