Китайские электромобили стали кошмаром американского авторынка
На первый взгляд может показаться, что Америка уже давно и надежно отгородилась от экспансии китайского автопрома и местные производители могут не волноваться. Но похоже, что в реальности не все так уж и спокойно у них в этой сфере.
Американский авторынок рынок защищен от китайских электромобилей самой настоящей экономической крепостной стеной. Во-первых, на ввоз любого ТС из Китая в США действует 25% таможенная пошлина. Причем учитывается она, даже когда машина по документам числится собранной в дружеской Мексике. Во-вторых, при покупке американской «электрички» действует специальная налоговая скидка. С ее помощью розничная цена электромобиля в салоне снижается на $7500. На практике это означает, например, что самая дешевая на североамериканском рынке легковушка на электротяге — Chevrolet Bolt EV — моментально дешевеет с $26 500 до $19 995.
Характерно, что даже при таких мерах господдержки к лету 2023 года средний прайс электромобиля на американском рынке составлял более $53 000 — примерно на $23 000 больше, чем для аналогичной модели с ДВС.
Как бы то ни было, но при наличии вышеописанных экономических костылей кажется, что у китайских машин в США вообще не никаких шансов в борьбе с «местными» и властям можно не беспокоиться за благополучие американского автопрома. Но это на поверхности. Косвенные признаки намекают, что существуют какие-то неизвестные широкой публике поводы для тревоги. Причем, похоже, очень серьезные — если судить по интенсивности срочно принимаемых новых протекционистских мер.
Так, 6 октября 2023-го года Минфин и Налоговая служба США договорились ввести еще одну льготу для покупателей электромобилей. С 1 января 2024-го начнет действовать дополнительный «государственный кешбек» для каждого приобретателя «электрички» — в размере $7500 за новую машину и $4000 в случае покупки подержанной.
А на днях издание Wall Street Journal узнало, что администрация президента Байдена обсуждает планы вести весной 2024 года новые пошлины на ввоз китайских электромобилей — для защиты своих производителей электротранспорта. Видимо, у последних все совсем не хорошо на этом направлении.
Собственно, Америка сейчас демонстрирует примерно тот же настрой и опасения по поводу нарастающей мировой экспансии автопрома КНР, что и европейские чиновники. Последние недавно решили инициировать антидемпинговое расследование в отношении китайских электромобилей на своем рынке. Поскольку местные автопроизводители не вывозят ценовую конкуренцию с настырными азиатами.
Забавно наблюдать подобные охранительные телодвижения на рынках «ведущих экономик мира» по отношению к компаниям из Поднебесной. Ведь абсолютно все посконно европейские и американские поставщики электротранспорта жестко «завязаны» на китайскую промышленность. Так, по данным Bloomberg, в 2022 году КНР контролировала порядка 75% мировых мощностей по изготовлению аккумуляторов и около 90% производства электролитов и аккумуляторных анодов.
То есть в случае чего, китайцы могут в одночасье «прикрутить краник» поставок таких компонентов. Или по указанию своей партии и правительства взвинтить цены на все это хозяйство — если у них там дело дойдет до полноценной экономической схватки с США и коллективным Западом. В общем, сюжет закручивается достаточно веселый. Такими темпами, глядишь, и до «первой электромобильной войны» докатимся…